Обзор

Диагностический центр Q оказывает немедленную помощь, но только под присмотром

“Устрани ошибки сразу!”  -  прекрасный девиз для пакета Q Diagnostic Center корпорации Savant (Роквилл, шт. Мэриленд).         

Обзорный экран Oracle Instance Overview показывает текущую статистику

Пакет Q почти в реальном времени обеспечивает доступ к важной статистике о работе СУБД Oracle. В нем имеются средства, помогающие оперативно разрешать возникающие проблемы.

При испытаниях в Тестовом центре PC Week Labs диагностический пакет Q в короткое время дал нам информацию, используя которую мы заставили серверы баз данных Oracle работать с максимальной производительностью.

В пакет Q входят также программные агенты-клиенты, работающие под Windows и обеспечивающие вывод статистики на центральную консоль. С их помощью мы смогли быстро настроить прямое (end-to-end) подключение к СУБД и получить полную диагностическую информацию, влияющую на производительность.

Впрочем, Q не предназначен для углубленного исследования процессов выполнения SQL-запросов. Для проведения детального анализа, когда нужно более глубоко разобраться в причинах низкой производительности, администраторам БД стоит обратиться к таким мощным инструментам, как SQL-Station фирмы Platinum Technology.

Кроме того, нельзя сказать, что Q  -  достаточно полный продукт для наблюдения за БД. Он прекрасно справляется со сбором и отображением информации об имеющихся проблемах, но в нем нет таких стандартных средств оперативного оповещения, как сигнализация об аварийных ситуациях, звуковые сигналы или посылка уведомления на пейджер.

Хотя Q может принудительно завершать сеансы пользователей и в диалоговом режиме выполнять запросы на языке SQL, он не позволяет заранее определить, какие действия надо выполнять при возникновении ошибок, и реакцию на нестандартные ситуации. В конкурирующих продуктах, например, в программе Patrol Line фирмы BMC Software, такая возможность имеется.

Не только приятный интерфейс

Основная функция пакета Q Diagnostic Center  -  быть диагностической консолью реального времени, а об изящном интерфейсе пакета можно сказать, что он открывает новую страницу в дизайне программ. Искусно выполненные элементы управления (custom controls) различными статистическими параметрами и превосходная графика ставят пакет вне конкуренции.

Для восприятия информации при работе с пакетом Q требуется определенный навык, зато потраченные на приобретение такого навыка усилия будут щедро вознаграждены. Приноровившись, мы научились оценивать работу наших серверов с первого взгляда. Кроме того, пакет позволяет просматривать журнал подключений пользователей СУБД, наблюдая за тем, как наш сервер работал в последние дни и недели.

Q представляет на одном экране все жизненно важные параметры функционирования сервера: число пользовательских сеансов и открытых курсоров, количество сортировок и проходов по таблицам БД в минуту; частоту обращений к буферу, словарю и библиотекам; уровни трафика SQLNet и, что самое существенное, число операций ввода-вывода (по чтению, записи и ожиданию ввода-вывода) в минуту.

Когда ресурсоемкие запросы или взаимные блокировки ресурсов приводили к тому, что наш сервер замирал, мы могли обратиться к экрану Session (Сеансы) для принудительного завершения пользовательских сеансов либо запустить команду на SQL для устранения проблемы, не обращаясь для этого к собственным механизмам управления Oracle.

В окне для диалоговой работы с SQL-запросами можно для большей удобочитаемости отформатировать текст конкретного запроса, отобразить его схему (Show Plan) и способ оптимизации. Однако Q Diagnostic Center не дает возможности форматировать и вызывать программы на PL/SQL  -  расширении языка SQL корпорации Oracle.

В окне наблюдения за командами SQL можно посмотреть текущие SQL-команды, инициированные в БД клиентскими приложениями, ресурсы, связанные с выполнением этих команд, а также их результаты, возвращаемые в виде наборов информационных строк.

Мы могли выбирать, используя фильтры, и сортировать списки пользователей  -  основных потребителей ресурсов, наблюдая за самыми активными. Тем не менее по сравнению с другими информационными компонентами Q механизм фильтрации показался нам несколько громоздким.

Среди наиболее примечательных особенностей клиентской части Q можно отметить команду chat для общения пользователей в реальном режиме (в частности, ее можно применить для оповещения об отключениях сервера) и команду подключения к удаленным базам данных  -  неплохая идея, испорченная, правда, тем, что вместо информационных сообщений об ошибках эта команда возвращает только числовой код ошибок Oracle (в отличие от SQLNet).

32-Разрядное клиентское ПО требует для работы слишком много памяти  -  2 Мб, и это может вызвать у администраторов сомнения в необходимости широкого использования продукта. Клиент для Windows 3.1 занимает существенно меньше памяти  -  около 500 Кб, но зато не поддерживает удаленных подключений Oracle.

Цена пакета Q Diagnostic Center  -  $3900 в расчете на одну уже установленную СУБД Oracle или $11700 за полный серверный комплект. Клиентское ПО и консоль управления поставляются бесплатно.

Тимоти Дик (PC Week Labs)

Итоговый бюллетень Тестового центра PC Week Labs

Пакет Q Diagnostic Center отлично подходит для оперативного наблюдения за функционированием серверов баз данных Oracle. Однако он не годится для других режимов сбора статистики и для тонкой настройки производительности. В последнем случае администраторам нужны более мощные инструменты измерения и настройки типа SQL-Station фирмы Platinum Technology.

A  -  отлично, B  -  хорошо, C  -  приемлемо.

Q Diagnostic Center 1.0.Телефон корпорации Savant: (301) 548-9062, Web-адрес: http://www.savant-corp.com.

С методикой тестирования можно ознакомиться на Web-узле по адресу: http://www.pcweek.com/reviews/meth.html.

+ На экране с прекрасным дизайном с первого взгляда можно увидеть важную информацию; для вывода используются графические индикаторы с автоподстройкой, не требующие от пользователей ручных регулировок типа “выше-ниже”; в состав пакета входят клиентские программы-агенты; можно легко просмотреть историю изменения производительности.

Работает только с серверами Oracle; нет аварийного оповещения и журнала регистрации событий; нельзя задать автоматические действия в случае ошибок на сервере; программы с клиентской стороны требуют слишком много оперативной памяти.