Как выглядит табель о рангах в мировом компьютерном бизнесе? Можно ли вообще сравнивать производителей микросхем, компьютеров и ПО? Кто является лидером на этом рынке, какие происходят в нем изменения? Каков реальный вес компьютерных компаний в мировой экономике?
Однозначных критериев для подобных оценок не существует, а значит, и нет точного ответа на такие вопросы. Приближенную картину можно получить только на основе проведения различных экспертных оценок. С точки зрения бизнеса, безусловный интерес представляют независимые исследования, проводимые аналитиками делового мира, которые не связаны пристрастиями к платформам, концепциям, стандартам и пр.
К сожалению, следует отметить, что компьютерные рейтинги в России проводятся сегодня только на внутриотраслевой основе: до общеэкономического масштаба этот бизнес еще не дорос. Не говоря уже о том, что официальных данных о финансовых результатах деятельности отечественных фирм просто не существует: открытых акционерных корпораций среди них практически нет. Но, судя по динамике развития нашего компьютерного бизнеса, в ближайшие годы нас ожидают некоторые перемены в направлении акционирования.
Что касается внешнего мира, то итоги целого ряда авторитетных исследований, опубликованных за последний год, говорят о высоком (более того, растущем) весе компьютерных компаний в мировом бизнесе. При этом на компьютерном рынке в течение нескольких лет стабильно в лидерах удерживается “сладкая парочка Wintel”. Напомним, что доходы Intel в 1996 г. составили 20,8 млрд. долл., а прибыль - 5,2 млрд. долл., т. е. выросли за год соответственно на 29 и 45%. Эксперты американского журнала Wall Street Journal считают, что по размеру прибыли в 1996 г. Intel вышла на третье место среди крупнейших компаний США, пропустив вперед лишь General Electric и Exxon. У корпорации Microsoft доходы и прибыль в 1996 финансовом году, который закончился 30.06.96, были равны 8,67 и 2,2 млрд. долл., что соответствует 46 и 34% роста.
Financial Times считает...
Лондонская газета Financial Times, одно из авторитетнейших деловых изданий в мире, в начале года опубликовала результаты своего ежегодного обзора, посвященного определению рейтинга зарегистрированных (акционерных) компаний всего мира по итогам 1996 г. Основные цифры этого исследования были приведены в газете “Финансовые известия” № 14 от 27.02.97.
Количественная оценка рейтинга компаний - не очень простое дело, при этом наиболее принципиальным вопросом является то, какие показатели (оборот, прибыль, численность персонала и пр.) следует сопоставлять. По мнению аналитиков Financial Times, для оценки экономического положения компании в качестве количественного критерия наиболее правильно использовать суммарную рыночную стоимость компании (число выпущенных акций, умноженное на их рыночную стоимость).
Именно этот показатель, а не оборот, численность персонала и даже не прибыль, наиболее точно отражает ее реальный вес на рынке, стабильность ее финансового положения, а также готовность инвесторов вкладывать деньги в ее развитие. Суммарный оборот (доход) слабо отражает реальное финансовое положение компании. Например, у банков доход по сравнению с их реальной стоимостью завышен из-за очень высокой скорости оборота средств, а у машиностроителей - из-за большого объема закупок комплектующих. Прибыль гораздо лучше отражает финансовое здоровье компании, но она может исказить реальное положение дел предприятий, переживающих временные трудности. Сложность сравнения на основе показателей, приводимых в годовых отчетах компаний, заключается и в том, что моменты окончания финансового года в них часто не совпадают.
В итоговых таблицах Financial Times приведены и другие официальные финансовые результаты деятельности компаний, в частности оборот и прибыль. Следует подчеркнуть, что если оценка рыночной стоимости соответствует примерно одному моменту времени (традиционно это конец сентября прошедшего года), то оборот приведен по последним известным итогам финансового года компаний. Здесь разброс во времени может достигать целого года, хотя для большинства компаний в последнем обзоре он приведен по состоянию на 31 декабря 1995 г.
Хотя сейчас уже известны более точные данные по ряду фирм за 1996 г., здесь указаны именно те цифры, которыми располагали аналитики Financial Times в момент проведения своего исследования, т. е. осенью прошлого года. Несмотря на то что эти данные по обороту и прибыли уже несколько устарели (здесь они носят чисто справочный характер), тем не менее они хорошо иллюстрируют одну из главных идей исследования - рыночная стоимость компаний, их оборот и прибыль в целом мало коррелируют между собой.
Например, по рыночной стоимости Microsoft и Intel уже в прошлом году опередили IBM, хотя обе уступали последней и по доходу, и по прибыли. Еще один пример: фирма General Motors, первая по итогам 1995 г. по доходу и прибыли (165 и 6,9 млрд. долл. соответственно), заняла лишь 30-е место в рейтинге Financial Times в списке американских фирм, а Microsoft - 7-е, хотя по обороту была 159-й. Любопытно также отметить, что рыночная стоимость не очень сильно связана со стоимостью основных фондов предприятий (заводов, оборудования и пр.): пример Microsoft и General Motors здесь опять же очень показателен.
Возвращаясь к сути исследования Financial Times, нужно подчеркнуть, что еще в прошлогоднем обзоре эксперты газеты отмечали, что одной из главных тенденций последних лет является рост интереса инвесторов к компаниям, работающим в области высоких технологий, в первую очередь в компьютерной сфере.
Еще в 1995 г. практически все крупные компьютерные фирмы заметно повысили свой рейтинг в общей классификации лидеров мировой экономики. Особенно динамичным было тогда развитие Microsoft, которая за год перешла с 13-го места на 7-е в общем списке американских компаний, и Intel, переместившейся c 26-го на 8-е место. В общемировом списке они заняли соответственно 14-е и 15-е места. Таким образом Microsoft и Intel в 1995 г. впервые обогнали традиционного лидера компьютерного рынка, фирму IBM, которая сместилась с 9-го на 10-е место в американском списке (19-е в мире).
По итогам 1996 г. ситуация в целом осталась без изменений. Но теперь вперед с незначительным преимуществом вышла корпорация Intel (в прошлом году столь же небольшой перевес имела Microsoft), поднявшись на две ступени в американском списке. В общемировом рейтинге они заняли соответственно 10-е и 11-е места. Следует также отметить устойчивый рост за последние два года (в 1996 г. в том числе) позиций фирм-разработчиков ПО: Microsoft, Oracle, Computer Associates. Очень высокую динамику рыночного продвижения показывает также Cisco Systems.
А производители оборудования (IBM, HP, Compaq) несколько снизили свой рейтинг по сравнению с 1995 г. Особенно трудным прошлый год был для компаний, занимающихся изготовлением полупроводниковых приборов. За исключением Intel, доход у всех ведущих мировых производителей снизился в 1996 г. Это видно и по рейтингу Financial Times: Motorola переместилась с 19-го на 39-е место в списке крупнейших фирм США, а Micron и Texas Instruments не вошли в число 100 лучших (в прошлом году у них были соответственно 68-е и 86-е места).
А вот как выглядит пятерка лидеров американского бизнеса, по данным Financial Times: General Electric, Coca Cola, Exxon, Merck, AT&T. Позиции других известных компаний: Mobil - 18, Ford Motors - 28, General Motors - 30, Boeing - 36, Bankamerica - 40, Texaco - 53, Xerox - 80. Вывод примерно такой: вес компьютерного бизнеса вполне соизмерим с другими ведущими отраслями экономики США, в частности автомобилестроением и газо-нефтяным комплексом.
Итоги очередного опроса журнала Fortune подтверждают...
В середине февраля 1997 г. стали известны итоги 15-го традиционного ежегодного опроса, проводимого американским журналом Fortune. Целью данного исследования, которое в этом году по заказу журнала выполняла исследовательская компания Clark, Martire & Bartolomeo, является определение “самых привлекательных” с точки зрения бизнеса американских компаний (America’s Most Admired Companies). Рейтинг компаний вычисляется на основе качественных экспертных оценок. В этом году было опрошено рекордное число экспертов - более 13 тыс. человек (старшие менеджеры, директоры и финансовые аналитики различных секторов бизнеса), которые расставили по ранжиру 431 национальную фирму.
Разумеется, успешные показатели финансовой деятельности предприятий (объемы товарооборота, размеры доходов, прибыль и пр.) также принимаются во внимание участниками опросов. Однако, как показывает практика подобных опросов за последние годы, не они оказывают решающее влияние на окончательное решение экспертов. Основными критериями здесь являются качество управления, привлекательность компании как объекта долгосрочного инвестирования, способность к внедрению новых идей и технологий, качество продуктов и услуг, использование корпоративных активов, взаимоотношения с общественностью, охрана окружающей среды, способность к привлечению и обеспечение карьерного роста талантливых сотрудников и т. д.
Как и в прошлом году, список Fortune’97 возглавляет компания Coca-Cola (в рейтинге Financial Times она стоит на втором месте в американском списке). Из компьютерных фирм в первую десятку вошли Microsoft (5-е место) и Intel (7-е место), которые на этот раз поменялись местами, - год назад у них были 7-я и 5-я позиции соответственно. Hewlett-Packard и Motorola, находившиеся в прошлом году на 9-м и 10-м местах, в десятку лучших на этот раз не попали.
Кроме общего списка Fortune в рамках опроса определялись фирмы-лидеры по отдельным видам деятельности. В категориях, связанных с компьютерным бизнесом, лучшими были признаны: Microsoft (ПО и обработка данных), Hewlett-Packard (компьютеры и офисное оборудование) и Intel (электроника и электронное оборудование). В комментариях аналитиков особенно отмечается то, что Intel уже второй год подряд занимает первое место по доле выплат инвесторам, которая составила 131% (в прошлом году данный показатель Intel составлял 78%, а у Coca-Cola в этом году - 43%).
Рейтинг еженедельника “Таймс”
“Таймс”, один из наиболее авторитетных американских журналов, уже много лет регулярно составляет свой список наиболее влиятельных граждан США. В этом плане любопытно, что тринадцать лет назад, в 1983 г., титул “Человека года” был присвоен не представителю вида homo sapiens, а... персональному компьютеру. Тем самым была признана растущая роль ПК в эволюции общества.
В опубликованных летом 1996 г. результатах очередного исследования таких сюрпризов не было: его по традиции возглавил президент США Билл Клинтон. Но один примечательный момент здесь все же присутствовал - впервые в списке десяти самых могущественных персон США наряду с политическими деятелями, финансовыми и промышленными магнатами фигурируют руководители компьютерных компаний Intel и Microsoft - Энди Гроув и Билл Гейтс.
Андрей Колесов