В этом году в рамках фестиваля “Аниграф” состоялся конкурс мультимедиа-продуктов на CD-ROM.
До недавнего времени российские производители CD-ROM были вынуждены ориентироваться на западный рынок: в нашей стране еще не было достаточного количества мудьтимедиа-компьютеров, используемых в домашних условиях. Однако в середине прошлого года произошел перелом, и многие компании, которые выпускали диски на английском языке в надежде продать их за границей, перешли на русский. Примерно тогда же к выпуску CD-ROM приступили такие крупные фирмы, как “1С” и R-Style, и количество мультимедиа-продуктов стало резко расти.
Это и подтолкнуло давнишнего энтузиаста мультимедиа главного редактора журнала “Мультимедиа и цифровое видео” Сергея Новосельцева к идее конкурса. Его поддержала директор “Аниграфа” Елена Лавренко.
Конкретный план оформился только в начале весны, поэтому времени на сбор материалов было не слишком много. Правда, и производителей дисков тоже мало, зато они все знакомы между собой и дружат с журналом. Однако оказалось, что далеко не все они согласны с идеей конкурса. Главных возражений было два. Во-первых, практически все, кто обладает достаточной квалификацией, чтобы судить о качестве изделия, сами являются разработчиками, и поэтому оказываются перед необходимостью судить собственное детище. Ведь заслуженных мэтров, имеющих моральное право свысока взирать на труды талантливой молодежи, в этой области просто нет. Вторая, еще более сложная проблема состоит в том, что не существует критериев оценки работ. Общее число дисков пока довольно мало, и если разбить их на номинации, то в каждой может оказаться всего по две-три работы. А как сравнивать большую энциклопедию с детской сказкой?
Несмотря на все сложности, конкурс решили провести. Для этого был специально определен набор критериев, на основе которого экспертное жюри, состоящее в основном из разработчиков, предварительно оценило представленные диски и рекомендовало их основному, художественному жюри, которое и вынесло окончательное решение. В результате был присужден ряд специальных призов, первый приз, “Гран-при” и еще один дополнительный приз экспертного жюри под названием “Гамбургский счет”.
Главным призом конкурса стал компьютер Pentium, предоставленный московским представительством фирмы Intel. Его получила компания “КомТех” за прекрасный диск “Мир Алисы”. Вообще мне кажется, что основоположником мультимедиа следует считать Льюиса Кэрролла - из всех популярных сюжетов именно история Алисы в Стране Чудес привлекает наибольшее внимание разработчиков CD-ROM. Среди появившихся за последний год продуктов по крайней мере три посвящены именно ей. Виртуальный мир Зазеркалья, придуманный сто лет назад, оказался удивительно созвучным разрабатываемой сегодня “реальной виртуальности”.
Остальные награды предоставили московские компании ДПИ, “Стоик”, “Аист” и Cognitive Technology.
Все представленные работы демонстрировались в Мультимедиа-городке фестиваля “Аниграф”. Посетители могли посмотреть демонстрации, которые проводились разработчиками дисков, или сами попробовать любой из них в работе.
После награждения все, имевшие отношение к конкурсу, собрались на круглый стол - и здесь разгорелись страсти. Участники вернулись к проблемам и противоречиям, лишь временно разрешенным при работе жюри. Оказалось, даже нет единого мнения о том, что же такое CD-ROM. Спор начал Олег Уралов, сказавший, что энциклопедии делать не надо, и диск должен быть художественным произведением, основанным на образах, а не на текстах. Разумеется, разработчики энциклопедий встретили это заявление в штыки, и только благодаря тактичному поведению ведущего Александра Христочевского разговор перешел в конструктивное русло.
Вот главные выводы:
- конкурс нужен, его необходимо проводить регулярно;
- надо продолжать работу над критериями оценки продуктов;
- поскольку в ближайшем будущем ожидается выпуск по крайней мере сотни новых продуктов, следующий конкурс стоит проводить по номинациям.
Говоря о качестве мультимедиа-продуктов, многие отметили обилие ошибок и опечаток в материалах. По словам Христочевского, к сожалению, все энциклопедии содержат фактические ошибки (это касается не только отечественных продуктов). Это обстоятельство особенно тревожит из-за того, что электронные энциклопедии в скором времени станут источником знаний для детей и школьников. Мне кажется, что проблема здесь отчасти кроется в несовершенстве авторского инструментария, но главная причина - недостаточно внимательное отношение разработчиков, спешка и отсутствие независимого тестирования продуктов. В этом смысле конкурс бесспорно может оказать положительное влияние.
Итак, конкурс состоялся. Организаторы и члены жюри продолжают обдумывать критерии оценки работ. Быть может, и у вас есть соображения по этому поводу? Пишите нам по адресу: root@pcweek.redline.ru.
Татьяна Балаховская