ИГОРЬ ЛАПИНСКИЙ

В конце мая компания "ЭЛВИС+" из подмосковного Зеленограда оказалась в центре внимания зарубежной прессы. Поводом для публикаций, с которыми выступили The Wall Street Jornal, New York Times, Harold Tribune и целый ряд других изданий, а также ведущие мировые информационные агентства Reuters, Associated Press, CNN, Bloomberg, послужило анонсирование фирмой Sun планов по продаже разработанных российской компанией высококлассных продуктов для защиты данных в IP-сетях. На мировом рынке эти продукты будут предлагаться под торговой маркой SunScreen Skip E+ фирмы Sun Microsystems.

Последовавшие за анонсом колебания котировок акций компаний, определяющих рынок продуктов для защиты информации в сетях, а также шумиха в прессе, вызванная столкновением различных интересов вокруг действующего в США запрета на экспорт за пределы страны криптопродуктов с ключом защиты длиной более 40 бит (в отдельных изданиях указываются 48 и 56 бит), для нас особого значения не имеют. Однако сам факт выхода российской компании на международный рынок передовых информационных технологий с продуктом массового спроса (по словам президента "ЭЛВИС+" Александра Галицкого, Sun только в первый год обязуется продать 200 тыс. копий) весьма примечателен.

В комплект SunScreen Skip E+ включена серия программных пакетов, разработанных для операционных сред Windows 3.11, Windows 95 и Windows NT и предназначенных для организации закрытых каналов безопасной передачи данных в общедоступных сетях. Пакеты базируются на предложенном в свое время фирмой Sun протоколе SKIP (Simple Key management for Internet Protocol) и позволяют эффективно защищать локальные и глобальные сети, а также отдельные станции, реализуя так называемую технологию виртуальных частных сетей (VPN). Применение в продуктах "ЭЛВИС+" ключа кодирования длиной до 128 бит (вокруг чего и разгорелся сыр-бор) в настоящее время практически исключает возможность преодолеть такую защиту в разумные сроки. Кроме того, разработчики реализовали защиту данных на нижнем уровне (уровне NDIS-драйверов в протоколах MS Windows), обеспечив совместимость программных средств защиты с ОС изнутри. При таком подходе стандартные программные приложения, используемые в защищаемых узлах сети, не требуют дополнительной настройки.

Российские компании, включая "ЭЛВИС+", и раньше продавали за рубеж свои технологии, но, как отмечает г-н Галицкий, чаще всего это были именно технологии, на основе которых фирме-покупателю еще предстояло создать продукт для конечного пользователя, соответствующий нормам, принятым на мировом рынке. Напротив, программные средства SunScreen Skip E+ являются конечными продуктами, они прошли необходимые тесты и предоставлены Sun вместе с документацией на английском языке. Фактически американской фирме осталось сделать заказ на изготовление CD-ROM, размножить документацию и распространить продукт через свои дилерские каналы. При этом эксклюзивные права Sun получила только на продажу программных средств для ОС Windows 3.11 и Windows 95. "ЭЛВИС+" сохранила за собой возможность самостоятельно торговать продуктами для Windows NT и предоставлять такое право другим фирмам.

Основные сложности в работе над средствами защиты информации, по мнению г-на Галицкого, определялись тем, что их приходилось создавать на основе собственных представлений компании о направлении развития сетевых технологий. Никто, в том числе и Sun, имеющая 10% акций "ЭЛВИС+", но связанная рамками американского законодательства, не мог подсказать, что и как нужно делать. Другая проблема - множество клонов IBM PC, выпускаемых самыми разными производителями и существующих во многих конфигурациях. Продукт массового применения должен быть совместим с каждой конкретной программно-аппаратной реализацией.

Кстати, утверждения некоторых американских изданий о том, что русские не могли самостоятельно создать продукты столь высокого уровня из-за сложности сетевых технологий, являющихся априори прерогативой американских компаний, выглядят довольно странно, если учесть, что ведущие сотрудники "ЭЛВИС+" Алексей Вопилов, Канат Алимжанов, Роман Сагалаев, Николай Царев не первый год известны на Западе и пользуются уважением в кругу специалистов по защите данных в IP-сетях. Их вклад в развитие этого направления отмечен в проекте международного стандарта SKIP.

По оценкам западных экспертов, "ЭЛВИС+" сегодня примерно на полгода или чуть больше опережает своих конкурентов, также работающих в области защиты данных. Сейчас только эта фирма предлагает программные средства защиты для Windows 3.11. Для Windows 95 есть аналогичный продукт фирмы Sun, но он работает только в сети и не поддерживает удаленный доступ, а появившиеся недавно SKIP-продукты фирмы CheckPoint также несколько проигрывают в качестве и функциональности.

Полгода - запас небольшой, но "ЭЛВИС+" не стоит на месте и продвинулась дальше в понимании конъюнктуры рынка. Сегодня у компании для каждой платформы есть по крайней мере по два новых продукта, один из которых адресован корпоративным, а другой индивидуальным пользователям. В июне компания представит пакет брандмауэра Frontier Post Enterprise, сформировав законченный ряд программных средств защиты информации Frontier Post.

Выйдя на ведущие позиции в одном из перспективных секторов рынка информационных технологий, объем которого к 2000 г., согласно разным прогнозам, составит от 6 до 20 млрд. долл., российская компания столкнулась и с новыми для себя проблемами. Чтобы извлечь реальную выгоду из преимуществ, которые "ЭЛВИС+" сегодня имеет перед своими конкурентами, компании, как это ни парадоксально, нужны инвестиции. Ряд крупных проектов, договора на выполнение которых заключены в России, не спасают положения, так как их финансирование осуществляется поэтапно и не отличается стабильностью. Для раскрутки же продуктов на международном рынке надо проводить презентации, участвовать в выставках и конференциях. Кроме того, чтобы удерживаться на гребне передовых технологий, по мнению президента "ЭЛВИС+", необходимо обеспечить постоянное присутствие компании в эпицентре событий, т. е. там, где эти технологии создаются. В данном случае это Кремниевая долина в Калифорнии. Не случайно все ведущие компании в области информационных технологий имеют здесь свои офисы, в которых размещены маркетинговые и другие службы, отвечающие за развитие бизнеса.

Исходя из своего предыдущего опыта, руководство компании не особенно рассчитывает на поддержку в России: у госструктур просто не существует продуманной политики долгосрочного инвестирования, а банки привыкли работать с "коротким" рублем. Так или иначе приходится рассматривать варианты, предлагаемые западными инвесторами, благо в Кремниевой долине уже давно сформирована благоприятная инвестиционная атмосфера. В любом случае это означает уплывание части полученных от продаж средств на Запад.

Какой путь изберет "ЭЛВИС+" в ближайшее время, пока сказать трудно. Но опыт этой компании может высветить те проблемы, с которыми российские фирмы, переходящие к созданию собственных технологий и продуктов, будут сталкиваться, выходя на мировой рынок. А время для этого, похоже, уже наступило.

Телефон компании: (095) 531-4633, адрес в Web: www.elvis.ru.

Версия для печати