Коротко обо всем: хорошо это или плохо?
РЕЦЕНЗИИ
Изучив новую книгу издательства “Бином” “Microsoft Office для Windows 95. 6 книг в 1” (Пер. с англ. - М.: “Восточная книжная компания”. 1997. - 608 с.; ил.), я так и не сумел составить о ней однозначного мнения, потому что в этой бочке меда обнаружил не одну ложку дегтя.
Сначала о достоинствах книги, которых, вообще говоря, не так уж мало. Для начинающих пользователей подобная комплексная книга, в которой рассмотрены основные приемы работ со всеми программами, входящими в Microsoft Office 7.0 для Windows 95, плюс работа с самой операционной системой Windows 95, может принести определенную пользу. Понятно, что в одной книге физически невозможно описать все приемы работы со всеми компонентами Microsoft Office. Очевидно также, что отбор описываемых функций - дело весьма субъективное, и те приемы, которые мне, например, кажутся основными, поскольку я с ними работал чаще всего, другому пользователю могут представляться не очень существенными. Важно, что выдержан некий уровень описания каждого пакета: вход и выход, стандартные панели управления и основные принципы работы, а также конкретные особенности. Множество примеров и хорошо выполненных рисунков облегчают усвоение материала.
Кроме отдельных частей, посвященных работе с Word, Excel, Access, PowerPoint, Schedule+ и Windows 95, книга содержит очень важную часть под названием “Совместная работа”. В ней авторы пытаются объяснить основные принципы связывания и внедрения объектов OLE, поскольку именно наличие этих возможностей позволяет говорить о Microsoft Office как о едином пакете, состоящем из разных программ. Хочу отметить, что до сих пор в описании отдельных программ (Word, Excel...) мне не встречалось описание этих приемов работы. Правда, основные понятия OLE изложены довольно невнятно (думаю, что это связано с тем, что и в фирменной документации корпорации Microsoft эти разделы наименее удачны), но примеры позволяют даже неискушенному пользователю, не вдаваясь в подробности, уловить, как связать или внедрить объекты, созданные в разных приложениях.
В общем, достоинств у книги немало, но и недостатков, к сожалению, хватает. Строго говоря, эти недостатки нельзя назвать критическими, поскольку на качество изложения материала и на его усвоение они особого влияния не оказывают, но общее впечатление от книги, безусловно, снижают.
Так, трудно объяснить, почему каждый небольшой раздел называется уроком - средний объем урока - три страницы, а время на их изучение, как справедливо отмечено в предисловии к книге, не превышает 10 минут. Даже для отдельных параграфов это маловато, а уж с методической точки зрения для подготовки или проведения занятия и вовсе не годится.
Другой недостаток более существенен и связан с тем, что книгу писал коллектив авторов. Это, к сожалению, очень заметно. Так, в части, содержащей описание работы с Word, на с. 63 есть раздел “Что такое буфер обмена?”, при этом определение термина “буфер обмена” дано на с. 147, а значок “новый термин” и определение буфера обмена, обведенное в рамочку, находится вообще на с. 250 в описании работы с Excel. Точно так же на с. 130 в описании работы с Word рассказывается об использовании шаблонов и мастеров, а значки “новый термин”, относящиеся к этим понятиям, находятся аж в части, посвященной программе PowerPoint на с. 304. И таких мелких, но досадных неувязок довольно много. Хотя вина здесь лежит на редакторе оригинального издания, не сумевшего привести книгу к единому знаменателю, но переводчику (или редактору перевода) следовало бы сделать определенную оговорку, поскольку у рядовых читателей эти неувязки могут вызвать недоумение и раздражение.
Из-за названных недостатков трудно дать рекомендацию, стоит или не стоит приобретать эту книгу. Лично я предпочитаю более подробные руководства по раздельным продуктам, а в этой книге считаю ценной лишь уже упоминавшуюся часть о связывании и внедрении объектов OLE. Твердо могу сказать, что как учебник или учебное пособие она не годится. Как краткий справочник - возможно, подойдет.
Михаил Гуткин