Первый взглЯд

 

Каждый взрослый в душе  -  большой ребенок. Страсть к играм живет в любом из нас и, если ее умело использовать, помогает нам намного легче и быстрее приобретать новые знания.

Комплект “Бизнес-игры”  позволяет учиться с удовольствием

 

Мы познакомились с совместным продуктом фирм “Ижица” и “Компакт Бук” под названием “Бизнес-игры” в его максимальной комплектации с поддержкой мультимедиа: на одном CD-ROM находятся четыре компонента (“Бизнес”, “Цена и спрос”, “Брокер: первые уроки” и “Тесты по экономике. Професор Б. А. Райзберг спрашивает...”), а также дополнительные приложения  -  учебный словарь Polyglossum, компьютерный переводчик Pars и логическая игра Train.

 

Кроме самого компакт-диска в коробке оказалось целых пять довольно толстых брошюр; две из них содержали руководства пользователя для каждого из продуктов, а остальные три  -  методические рекомендации по выполнению практических работ с их использованием.

 

Увы, брошюры несколько подкачали  -  они перенасыщены малопонятными рядовому пользователю техническими терминами, а иногда и не в ладах с русским языком. Фраза “Итак, чтобы взять кредит, вам нужна икона с изображением монет и процента” заставила меня задуматься о современных божествах, а фраза “Список служит для выбора из списка необходимой строки”  -  о значении слова “список”...

 

Зато весьма порадовали приложения, где Герберт Ньютон Кэссон рассказывает, “как делать и сохранять деньги”, перечисляет “16 аксиом делового человека” и советует, “что нужно знать каждому бизнесмену”, а также приведено достаточно подробное изложение теории, лежащей в основе математических моделей, использованных в программах.

 

Сами программы работают в среде DOS, но при этом интерфейс выглядит похожим на Windows 3.x, широко используется музыкальное и речевое сопровождение. Возможен запуск непосредственно с CD-ROM, но тогда доступны только стандартные вопросы тестов и параметры в играх. Для их настройки нужно установить соответствующую программу на жесткий диск и с помощью текстового редактора изменить файл с параметрами.

 

“Профессор  Б.  А. Райзберг  спрашивает...”

 

Эта программа ориентирована на три курса обучения основам экономики. Два из них  -  для 9-го и 10 - 11-го классов средней школы (авторы  -  Райзберг и Прутченков), а третий  -  учебное пособие “Прикладная экономика” корпорации Junior Achievement для старших классов американских школ, выпущенное издательством “Просвещение” в 1992 г.

 

С чисто интерфейсной точки зрения ничего сложного не предвидится  -  каждый вопрос теста имеет четыре варианта ответов, отмеченные латинскими буквами от A до D, задача тестируемого  -  расставить ответы в порядке предпочтения.

 

Кроме того, в программе имеется раздел “Экономика в лицах”, рассказывающий о видных теоретиках экономической науки и их взглядах.

 

“Брокер. Первые уроки”

 

Несколько неожиданное учебное пособие. В самом деле, многие ли из вас бывали на бирже? Эта программа не только дает такую возможность (правда, виртуальную), но и учит языку жестов, который применяют брокеры. Курс этот легким не назовешь  -  столько различных правил надо запомнить. Например, при заключении сделок во “фразах”, показываемых жестами, вообще не упоминаются целые доллары, поскольку считается, что все следящие за ходом дел на бирже их знают, и разговор идет только о дробной части цены.

Интерфейс несколько неудобен, но вполне адекватен задаче

 

Обучение пятиступенчатое  -  можно постепенно наращивать сложность, а можно и пропустить уже освоенное и сразу сдать экзамен по самым трудным вопросам.

 

“Бизнес”

 

Эта деловая игра построена в форме “виртуального города”, на улицах которого есть банк, биржа, трансагентство, склад, почта и рекламно-аналитическое агентство. Кроме того, чтобы успешно сыграть на разнице цен в других городах, можно путешествовать разными видами транспорта, как с грузом, так и без него.

 

Играющий  -  владелец торговой фирмы, в начале игры он может взять в банке кредит, а затем за счет понимания закономерностей динамики цен нужно заработать как можно больше денег, продавая и покупая товары.

 

“Цена и спрос”

 

Пожалуй, именно эта игра больше всего похожа на традиционные компьютерные игры. В ней даже есть компьютерные противники, активно конкурирующие с вами.

 

В отличие от игры “Бизнес” здесь играющий занят не только перепродажей товара, но и борьбой за покупателей, он может приобретать магазины, нанимать продавцов и заниматься рекламой.

 

Для достижения успеха в отличие от обычных игр придется освоить массу понятий, применяемых в экономике, как ценовых, так и неценовых. Возможна игра в одной из следующих моделей: совершенная конкуренция, олигополия или ограниченная олигополия.

 

Все четыре программы дают учителям возможность самостоятельно настраивать параметры для задания новой экономической ситуации, причем настройки позволяют менять не только сложность игры, но и ее характер; к примеру, спрос может быть эластичным или неэластичным, что резко меняет стратегию оптимального поведения на рынке.

 

Похоже, что, несмотря на проблемы с документацией и несколько неудобный интерфейс (в нем особенно не хватает текстовых подписей к многочисленным пиктограммам), этот набор обучающего ПО окажет серьезную помощь учителям старших классов и будет полезен молодым людям, постигающим основы рыночной экономики. Это подтверждают и завоеванные набором награды: в 1995 г. отдельные составляющие комплекта получили три диплома на разных выставках и конкурсах, а в конце 1996 г. на Всероссийском конкурсе образовательных программ и методического обеспечения предпринимательской деятельности заняли два вторых и одно третье место.

 

Продукт предоставлен фирмой “НПП БИТ про”, с ней можно связаться по телефону в Москве: (095) 324-5586 или по адресу: office@combit.msk.su.

 

Павел Гродек

Версия для печати