Первый взглЯд
Каждый взрослый в душе - большой ребенок. Страсть к играм живет в любом из нас и, если ее умело использовать, помогает нам намного легче и быстрее приобретать новые знания.
Комплект “Бизнес-игры” позволяет учиться с удовольствием
Мы познакомились с совместным продуктом фирм “Ижица” и “Компакт Бук” под названием “Бизнес-игры” в его максимальной комплектации с поддержкой мультимедиа: на одном CD-ROM находятся четыре компонента (“Бизнес”, “Цена и спрос”, “Брокер: первые уроки” и “Тесты по экономике. Професор Б. А. Райзберг спрашивает...”), а также дополнительные приложения - учебный словарь Polyglossum, компьютерный переводчик Pars и логическая игра Train.
Кроме самого компакт-диска в коробке оказалось целых пять довольно толстых брошюр; две из них содержали руководства пользователя для каждого из продуктов, а остальные три - методические рекомендации по выполнению практических работ с их использованием.
Увы, брошюры несколько подкачали - они перенасыщены малопонятными рядовому пользователю техническими терминами, а иногда и не в ладах с русским языком. Фраза “Итак, чтобы взять кредит, вам нужна икона с изображением монет и процента” заставила меня задуматься о современных божествах, а фраза “Список служит для выбора из списка необходимой строки” - о значении слова “список”...
Зато весьма порадовали приложения, где Герберт Ньютон Кэссон рассказывает, “как делать и сохранять деньги”, перечисляет “16 аксиом делового человека” и советует, “что нужно знать каждому бизнесмену”, а также приведено достаточно подробное изложение теории, лежащей в основе математических моделей, использованных в программах.
Сами программы работают в среде DOS, но при этом интерфейс выглядит похожим на Windows 3.x, широко используется музыкальное и речевое сопровождение. Возможен запуск непосредственно с CD-ROM, но тогда доступны только стандартные вопросы тестов и параметры в играх. Для их настройки нужно установить соответствующую программу на жесткий диск и с помощью текстового редактора изменить файл с параметрами.
“Профессор Б. А. Райзберг спрашивает...”
Эта программа ориентирована на три курса обучения основам экономики. Два из них - для 9-го и 10 - 11-го классов средней школы (авторы - Райзберг и Прутченков), а третий - учебное пособие “Прикладная экономика” корпорации Junior Achievement для старших классов американских школ, выпущенное издательством “Просвещение” в 1992 г.
С чисто интерфейсной точки зрения ничего сложного не предвидится - каждый вопрос теста имеет четыре варианта ответов, отмеченные латинскими буквами от A до D, задача тестируемого - расставить ответы в порядке предпочтения.
Кроме того, в программе имеется раздел “Экономика в лицах”, рассказывающий о видных теоретиках экономической науки и их взглядах.
“Брокер. Первые уроки”
Несколько неожиданное учебное пособие. В самом деле, многие ли из вас бывали на бирже? Эта программа не только дает такую возможность (правда, виртуальную), но и учит языку жестов, который применяют брокеры. Курс этот легким не назовешь - столько различных правил надо запомнить. Например, при заключении сделок во “фразах”, показываемых жестами, вообще не упоминаются целые доллары, поскольку считается, что все следящие за ходом дел на бирже их знают, и разговор идет только о дробной части цены.
Интерфейс несколько неудобен, но вполне адекватен задаче
Обучение пятиступенчатое - можно постепенно наращивать сложность, а можно и пропустить уже освоенное и сразу сдать экзамен по самым трудным вопросам.
“Бизнес”
Эта деловая игра построена в форме “виртуального города”, на улицах которого есть банк, биржа, трансагентство, склад, почта и рекламно-аналитическое агентство. Кроме того, чтобы успешно сыграть на разнице цен в других городах, можно путешествовать разными видами транспорта, как с грузом, так и без него.
Играющий - владелец торговой фирмы, в начале игры он может взять в банке кредит, а затем за счет понимания закономерностей динамики цен нужно заработать как можно больше денег, продавая и покупая товары.
“Цена и спрос”
Пожалуй, именно эта игра больше всего похожа на традиционные компьютерные игры. В ней даже есть компьютерные противники, активно конкурирующие с вами.
В отличие от игры “Бизнес” здесь играющий занят не только перепродажей товара, но и борьбой за покупателей, он может приобретать магазины, нанимать продавцов и заниматься рекламой.
Для достижения успеха в отличие от обычных игр придется освоить массу понятий, применяемых в экономике, как ценовых, так и неценовых. Возможна игра в одной из следующих моделей: совершенная конкуренция, олигополия или ограниченная олигополия.
Все четыре программы дают учителям возможность самостоятельно настраивать параметры для задания новой экономической ситуации, причем настройки позволяют менять не только сложность игры, но и ее характер; к примеру, спрос может быть эластичным или неэластичным, что резко меняет стратегию оптимального поведения на рынке.
Похоже, что, несмотря на проблемы с документацией и несколько неудобный интерфейс (в нем особенно не хватает текстовых подписей к многочисленным пиктограммам), этот набор обучающего ПО окажет серьезную помощь учителям старших классов и будет полезен молодым людям, постигающим основы рыночной экономики. Это подтверждают и завоеванные набором награды: в 1995 г. отдельные составляющие комплекта получили три диплома на разных выставках и конкурсах, а в конце 1996 г. на Всероссийском конкурсе образовательных программ и методического обеспечения предпринимательской деятельности заняли два вторых и одно третье место.
Продукт предоставлен фирмой “НПП БИТ про”, с ней можно связаться по телефону в Москве: (095) 324-5586 или по адресу: office@combit.msk.su.
Павел Гродек