заметки выпускающего редактора, проснувшегося субботним утром с чувством исполненного долга

 

Увертюра

 

Верстка номера  -  это завершающий этап многотрудного творческого поиска новостей и анализа действительности, написания статей, перевода и редактирования иностранных материалов. Это короткий этап  -  если предыдущие стадии занимают иногда несколько недель, то здесь все начинается и заканчивается за четыре-пять дней  -  с понедельника до пятницы. За это время в газетные полосы заверстывается около сотни статей (до 500 Кб текста), огромное число иллюстраций и фотографий.

 

Выпускающий редактор, которому вместе с другими участниками этого ответственного процесса вменено в обязанность выпустить интересный, свежий, красивый и этически безупречный номер, чувствует на себе все огрехи и недоработки предыдущих действующих лиц, причем в концентрированном виде. Его участь усугубляется тем, что в отличие от верстальщиков, корректоров, художников, художественных редакторов и ответственного секретаря он  -  величина не постоянная, в этой роли по очереди выступают все научные редакторы PC Week/RE. Поэтому каждый раз приходится заново вспоминать всякие тонкости этого дела, да еще пытаться понять: а что же изменилось со времени, когда ты занимался этим в прошлый раз?

 

Партия ответственного секретаря (живо)

 

Ответственный секретарь  -  главный друг и помощник выпускающего редактора. Через ее руки в несколько потоков проходят все материалы  -  от авторов и переводчиков к редакторам, от редакторов на правку, с правки к литературным редакторам и т. д. Но главное для нас то, что ответственный секретарь отслеживает скомпонованные редакторами разделы и полосы и передает их на верстку, когда все материалы готовы. В первой половине недели ее стараниями на выпускающего сваливаются материалы с последнего этапа подготовки, которые не успели просмотреть соответствующие научные редакторы. Впрочем, много времени это не отнимает, если текст отчитан прилично. Но иногда “борьба со словом” начинается по полной программе.

 

Верстальщики (хор)

 

Это  ударнаяя группа молодых людей, которые, собственно, и занимаются версткой полос. Все остальные им ассистируют: подносят материалы, рисунки, проверяют правильность текста на полосе и художественное качество компоновки.

 

Верстальщики являются эпицентром этого процесса  -  их руками разрозненные материалы становятся очередным номером еженедельника. Видимо, поэтому иногда замечания воспринимаются ими как советы. Их любимое обращение к выпускающему редактору: “А у меня материал на полосу не влезает...”. Дальше начинаются творческие муки выпускающего  -  как из статьи, в которой двенадцать абзацев, выкинуть три, сохранив при этом ее смысл? Сначала верстальщик пытается этот текст ужать до пределов видимости. Если места все равно не хватает, слетают всякие заголовки, названия разделов и прочие “излишества”, на которых автор демонстрировал свою яркую индивидуальность. Выбросить рисунок верстальщик решается в последнюю очередь  -  это нарушит компоновку полосы в целом и худред заставит вообще все переделать, поэтому он каждые 30 секунд подбадривает выпускающего словами: “Ну еще парочку абзацев... Ну еще две строчки...”. Часто при этом поминаешь Рубена Герра, заметившего, что “главное в печатном издании  -  это художественное оформление, а если в какой-то материал случайно вкрался текст...” ( полный текст цитаты висел в комнате верстальщиков по старому месту жительства редакции; кредо, так сказать ).

 

На самом деле, когда видишь, как меняется полоса от перемещения по ней иллюстраций, изменения размера заголовков, начинаешь понимать, что этими деталями определяется качество издания. Вряд ли юзер (пардон, я хотел сказать “читатель”) станет вникать в “информацию”, напечатанную сплошь мелким шрифтом без рисунков и с невнятными заголовками. Даже если его и хватит на несколько абзацев, то уж с середины этой серой массы он читать точно не начнет.

 

Любимое занятие верстальщика  -  верстать таблицу (как-то там у них с этим непросто). Работать они любят вечером, чем позже  -  тем лучше.

 

Корректоры и худ. редакторы

 

(в темпе вальса)

 

На них ложится кропотливая работа по проверке того, что в итоге оказалось на полосе. Известно, что одна-единственная ошибка способна начисто испортить впечатление от хорошо сделанного дела. На этом этапе вылавливается каждая мелочь. Как известно, главное профессионалу не мешать, и он тогда тихо и спокойно все сделает. Впрочем, иногда слышны возгласы типа: ”Девочки, это слово через тире пишется или через дефис? Скажите же что-нибудь, меня же уволят до пенсии!!!”.

 

Одно из развлечений художественного редактора  -  это разместить в номере рекламу, которая пришла в последний день. Большая часть номера обычно уже заверстана, и если дело кончится сдвигом половины страниц, плохо придется всем.

 

Партия выпускающего(галоп)

 

Казалось бы, когда все на своих местах и знают, что делать, выпускающий вообще не нужен. Но одна осязаемая обязанность у него все же есть  -  это написать к номеру Содержание (см. главу “Верстальщики”  -  исполняется в тесном взаимодействии с ними). Да, еще нужно найти у кого-нибудь хохму, которая тянет на цитату номера (если кто не знает: цитата номера находится на той странице, где Содержание, внизу). Но в действительности все происходит не так гладко.

 

Поскольку компьютеры  -  область пока еще достаточно специальная, выпускающему приходится следить, чтобы в общем и целом, после всех инициатив и улучшений на полосе все было в порядке и по существу. То есть все полосы надо увидеть хотя бы один раз на этапе верстки, а не когда они уже готовы. Как это обычно бывает, все сваливается в конце недели, и в четверг и пятницу выпускающий находится в цейтноте, все от него чего-то хотят: нужно подобрать статьи для нескольких полос, нестройный хор выпевает, что текста в статьях больше, чем надо, и “вели-ка их зарезать”, и при этом те же верстальщики, улыбаясь, осведомляются, не готово ли еще Содержание. Так что иногда к вечеру пятницы выпускающий имеет весьма потрепанный вид.

 

Но, конечно, есть и плюсы. Так как все знают, что этому типу все равно подписывать чистые полосы, мелкие слабости ему прощают. Например, выпускающий может потребовать переверстать половину какого-нибудь раздела и отломить кусок шоколада, заглатываемого верстальщиком.

 

Кода

 

Над всем этим процессом, так сказать, “царит” Главный  -  сверстанный номер в итоге попадает к нему. Тут обычно выясняется, что нет такой полосы, на которой все было бы в порядке, начиная от неправильной даты и кончая политически невыдержанным текстом. Поскольку все увлечены поисками мелких и мельчайших огрехов, крупные иногда остаются незамеченными.

 

Все-таки в последнее время это происходит все реже (стучу по дереву). Особенно все натренировались, когда за те же четыре с половиной дня нужно было выпускать номера объемом до 104 полос. Обычные 64 полосы после этого шли играючи.

 

Валерий Ермолов, время от времени выпускающий редактор

 

Из законов Мэрфи

            Все, что начинается хорошо,кончается плохо.Все, что начинается плохо, кончается еще хуже.

 

Поскольку компьютеры  -  область пока еще достаточно специальная, выпускающему приходится следить, чтобы в общем и целом, после всех инициатив и улучшений. на полосе все было в порядке и по существу.

Версия для печати