Инвестиции в корпоративные сети дают положительные результаты
Горячие новости: спустя два года после взлета популярности intranet-систем компании до сих пор не проводят анализ отдачи от инвестиций (АОИ) в свои intranet-проекты.
Возможно, это и не означает ничего плохого. В конце концов, никто никогда не проводил АОИ в индустрию электрических печатных машинок - таково мнение члена совета директоров отделения R&D (исследований и разработок) крупнейшего медицинского гиганта SmithKline Beecham (Филадельфия) Лорена Бюэля. Когда в 1994 г. в отделении R&D впервые зародилась идея использования intranet для ускорения процесса распределения информации, сразу же стало понятно: это то, что нужно. Еще было слишком много неизвестного, поэтому проходить надуманную процедуру формального АОИ посчитали излишним.
Тем не менее далеко не каждая компания рассматривает корпоративную сеть как нововведение, не требующее предварительных расчетов. Корпорация Exxon (Хьюстон) всегда тщательно проводила АОИ перед тем, как инвестировать средства в новую технологию. “Это было справедливо и для времени, когда intranet-системы были еще в новинку”, - сказал Дурвин Шарп, консультант по вопросам электронной торговли в Exxon. Руководители корпорации не были склонны считать, что intranet - это как раз та область, в которую нужно вкладывать деньги. “Наши руководители не скрывают скептицизма при оценке подобных нововведений. Так что приходится смотреть в оба за тем, какие цифры стоят в графе итогового баланса”, - добавил он.
В данном случае переход в 1994 г. от сети масштаба предприятия, построенной по принципу SNA (Systems Network Architecture - архитектура системных сетей), к IP-сети позволил резко снизить затраты на распределение информации, одновременно закладывая фундамент для корпоративной сети. Хотя Шарп отказался сообщить точные цифры, тем не менее он считает, что экономия составит от 30 до 50%.
Окупаемость станет еще более очевидной, когда Exxon подключит к intranet те 80% сотрудников, которые пока еще не имеют к ней доступа. Продвигаясь без лишней спешки, корпорация ежегодно увеличивала количество пользователей приблизительно на 20%, желая сохранить уверенность в том, что отдача превысит затраты. “Когда же наконец все сотрудники станут пользователями intranet, Exxon сможет избавиться от части систем обмена информацией, в которых отпадет необходимость”, - сказал Шарп.
Тим Дэвис, менеджер корпоративных систем в корпорации Harbinger (Атланта), являющейся поставщиком комплексных сетевых услуг, также считает, что вложение средств в развитие корпоративных сетей дало положительные результаты. Тем не менее, как и в большинстве случаев начальной стадии внедрения intranet, отделы ИТ корпорации не проводили АОИ “на бумаге” до того момента, как в 1996 г. началось внедрение intranet.
Помимо обмена информацией и объединения сотрудников корпорации, корпоративная сеть Harbinger используется в качестве испытательного полигона для программ, прежде чем они будут представлены потребителю на Web-узле корпорации. Например, поисковая утилита Blender фирмы Sybase, дающая возможность пользователям получать обновленную информацию о счетах, была апробирована в intranet, прежде чем она стала доступной на корпоративном Web-узле. По словам Дэвиса, такой подход позволяет корпорации достигать большей отдачи от инвестиций при разработке программных приложений.
По результатам исследований, проделанных в прошлом месяце фирмой Creative Networks, компании начинают ощущать отдачу от intranet, но точный расчет окупаемости, подтверждающий то, что подсказывает интуиция, для них пока еще не вошел в привычку.
“Рентабельность затрат на intranet выглядит обнадеживающе”, - сказала президент консалтинговой фирмы cni (Пало-Альто, шт. Калифорния) Нина Бернс. Для оценки затрат и выгод, связанных с внедрением и использованием корпоративных сетей, фирма опросила сотрудников, имеющих доступ к intranet, в 52 крупных компаниях со средним числом пользователей 5000 человек.
Другое исследование, проделанное корпорацией International Data (Фреймингхем, шт. Массачусетс) в сотрудничестве с корпорацией Netscape Communications, подтвердило, что каждый доллар, затраченый на внедрение intranet, принес прибыль в 10 долл. в виде общей экономии и повышения производительности. Исследование также показало, что затраты на обучение работе с системой при этом были незначительными. Ян Кемпбелл, директор группы по сотрудничеству и вычислениям в intranet в IDC, провел АОИ в семи компаниях, входящих в список Fortune 500, включая Deere & Co и Lockheed Martin, и обнаружил, что в среднем за период от 6 до 12 недель отдача от использования intranet достигала 1000%. “Удивительно, насколько высока может быть отдача от инвестиций в intranet”, - говорит Кемпбелл - В компаниях, обследованных IDC, затраты окупались за очень короткие сроки, подтверждая, что для большинства крупных компаний риск неокупаемости средств, вложенных во внедрение interanet, совсем незначителен”.
Другие консалтинговые фирмы в скором времени также начнут проводить АОИ в intranet; Gartner Group и Meta Group планируют начало исследований на лето.
Первый шаг -определение критериев
Для отделения R&D компании SmithKline Beecham провести АОИ в intranet не составляло большого труда: с внедрением сети увеличилась скорость обмена информацией, что в свою очередь сократило длительность производственного цикла. Учитывая динамичность рынка и уровень конкуренции в фармацевтической сфере, это равносильно росту прибыли. “Один месяц может стоить больших денег”, - заметил Бюэль.
И хотя подчас интуитивно отдача от инвестиций кажется очевидной, Бюэль и его коллеги по SmithKline Beecham разработали структурированный подход для проведения АОИ. “Первый и главный шаг, предваряющий внедрение проекта, - определение критериев успеха и провала”, - сказал Бюэль. В случае с R&D критерием успеха может служить, например, число дней, на которое по оценке сократится производственный цикл, или количество статей, опубликованных научными сотрудниками, или предполагаемые затраты на приобретение расходных печатных материалов. “Если мне удастся показать, что производственный цикл по проекту займет несколько дней меньше, то можно будет говорить об экономии средств”, - считает Бюэль.
Устанавливать приложение на intranet и затем возвращаться назад и пытаться оценить отдачу от сети, отталкиваясь от старой платформы, - такой подход ошибочен. “Вам может показаться, что с точки зрения полученного дохода игра стоит свеч, - говорит Бюэль. - Начинать нужно с расчетов, бывает нелегко понять, что внедрение intranet - не всегда разумно. Ваша старая система, возможно, была куда более рентабельной”.
Оцените все возможности
Оценивая на бумаге выгоду от вложений в intranet, вы, скорее всего, должны будете бороться с ощущением, что корпоративная сеть - бездонная бочка для затрат. Бюэль отмечает, что ему то и дело приходится повторять финансовым директорам компании, что intranet не только требует затрат, но и дает преимущества для бизнеса. “Я всегда стараюсь заставить оценивать сеть с точки зрения новых возможностей для бизнеса”, - подчеркнул он. Очевидно, что в этом случае нелегко составить оценку, так как представить в цифрах“возможности” труднее, чем, скажем, простую экономию на расходных материалах. “Какую цифру можно указать на ценнике, не боясь при этом прогадать на продажах или потерять покупателя?” - спрашивает он.
Перед тем, как подать идею инвесторам, вам необходимо четко представить себе, в чем заключаются эти “возможности”. Чтобы определить, будет ли применение выгодным для бизнеса, Бюэль сначала проводит тест: “Я задаюсь вопросом: заметит ли кто-нибудь, если мы этого не сделаем?”. Это первый шаг, и он весьма полезен.
В анализах, проделанных фирмой cni, выгода была налицо. В результате анализа было установлено следующее.
- Методика АОИ в intranet еще не отработана. “Мы не наблюдаем глубокого анализа соотношения затрат и прибылей. Компании просто используют intranet для решения конкретных проблем, и не более того”, - отмечает Бернс. Это традиционно для начальных стадий развития новых глобальных коммуникационных технологий.
- Intranet-системы не всегда бывают дешевле технологии клиент-сервер. Как отмечалось cni, главной причиной, побудившей компании внедрять intranet, было стремление снизить затраты. В самом деле, по прежнему бытует мнение, что технология intranet бесплатна (или стоит лишь 49 долл. за установку Netscape Navigator). И она действительно приносит явную экономию: по результатам анализа cni, затраты на обучение конечных пользователей и связанные с ним простои выливаются в меньшие суммы, чем в случае с технологией клиент-сервер. Стоимость обучения составила 46 долл. на каждого пользователя в год против 66 долл. в год за обучение пользователя системы клиент-сервер. Затраты из-за простоев составили в первом случае 66 долл., а во втором - 162 долл. в год на каждого пользователя.
Но администрирование и техническая поддержка intranet-систем нисколько не дешевле, чем поддержка систем клиент-сервер. “Корпоративная сеть выдвигает другие требования к администрированию, включая преобразование информации и управление”, - говорит Бернс. В среднем на один Web-сервер приходится очень много пользователей, а это приводит к увеличению требований к сервису со всеми вытекающими отсюда затратами.
По мере того как соотношение числа пользователей и количества Web-серверов будет уменьшаться, а интенсивность информационного потока и установки новых приложений для электронной торговли в существующих корпоративных сетях - увеличиваться, расходы на содержание будут расти. “Компаниям следует планировать более серьезные затраты на техническую поддержку и администрирование. И эти затраты сравнимы с затратами на внедрение альтернативных технологий, таких, как клиент-сервер”, - говорит Бернс.
Intranet-системы растут на глазах. В среднем, по данным cni, компании рассчитывают в текущем году увеличить количество пользователей intranet на 110%. Такая скорость роста не будет бесплатной, учитывая, что усредненная стоимость установки каждого Web-сервера достигает 109 тыс. долл. (включая затраты на аппаратную часть, ПО и преобразование данных). В проведенных исследованиях было установлено, что затраты компании на аппаратное и программное обеспечение, необходимые для подключения к intranet, достигают в среднем 302 долл. на каждого пользователя (помимо затрат на пользовательские рабочие станции).
АОИ в intranet станет более упорядоченным в будущем году. По словам Бернса, когда дело доходит до оценки затрат, компании начинают сталкиваться с некоторыми неприятными сюрпризами, такими, как, например, расходы на содержание системы. Это ведет к большей осторожности при выделении средств под intranet-проекты. “Я являюсь сторонником жесткого анализа затрат, - говорит он. - Когда вы начинаете добавлять более сложное ПО, растут и расходы”.
По словам Бюэля, SmithKline Beecham всегда была точно уверена в том, сколько денег будет истрачено на intranet. Теперь, когда эта фирма начала проводить АОИ в каждую новую intranet-инициативу, она всегда будет знать, какой результат ее ожидает.
Так сколько денег планирует истратить эта компания на расширение своей корпоративной сети? Бюэль избегает прямого ответа, но говорит, что будет действовать по “книжным правилам”: “Эта цифра находится в непосредственной зависимости от бизнес-возможностей и чистой отдачи от инвестиций”. Звучит как слова настоящего первопроходца в области анализа окупаемости инвестиций.
Лорен Гиббонс Пол
Статистика внедрения intranet-систем
Число пользователей intranet на одного системного администратора с полным рабочим днем.Возврат средств от intranet на базе Netscape: >1000%
Среднее время, требуемое для достижения этой прибыли: 6 - 12 недель
Перечень обследованных компаний: Amdahl Corp.; Booz, Allen and Hamilton; Cadence Design Systems Inc.; Deere & Co. Inc.; Lockheed Martin Corp.; Silicon Grraphics Inc.; Southern California Gas Co.