ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
...Самому мне не приходилось писать писем в прессу, но когда я прочитал в вашем еженедельнике письмо Андрея Чистякова “А нужны ли нам программисты?” (№ 14/97, с. 68), у меня появилось желание то ли рассказать широкой компьютерной общественности о своих проблемах, то ли поплакаться в жилетку. И я решил вам написать.
Чтобы сразу стало понятно, с кем вы имеете дело: я сотрудник отдела информации одного из отделений Ростовского территориального Сберегательного банка РФ (СБ). Специального образования нет. С компьютерами и ПО работаю с 1991 г.
У всех свои проблемы, а у нас - наши.
Вот уже несколько лет мне приходится работать в системе СБ в отделе информатики и автоматизации банковских работ (далее АСУ, так короче). За время работы я неоднократно убеждался в том, что в среде разработчиков ПО есть те люди, о которых пишет уважаемый г-н Чистяков в п. 2 “Нужна ли квалификация?”, и количество их достаточно велико. Да и откуда сейчас взяться грамотным, знающим это дело людям: они из той среды, где выросли все мы, а эпоха ПК для нас началась одновременно с сериалами. Недостаток знаний в компьютерной области, неумение и нежелание слушать нас, пользователей той, с позволения сказать, продукции, с которой нам приходится работать, нежелание говорить (а если они и говорят, то с таким чувством превосходства, что давление повышается по мере общения) характерно для многих представителей этого племени. (Справедливости ради замечу, что довольно многие сотрудники отделов АСУ не имеют должного уровня подготовки для работы с ПК, ЛВС и соответствующим программным обеспечением, общаться с ними на специальные темы порой бывает затруднительно, но тем не менее...)
Далее автор довольно подробно описывает злоключения в его отделении СБ с различными программными продуктами ростовских разработчиков, сетуя на неважное обращение и дороговизну пакетов при плохом качестве ПО. - Ред.
... В каждом территориальном банке СБ РФ действуют автоматизированные банковские системы собственного производства (аналогично Ростовскому территориальному банку), а к ним добавляются продукты, приобретаемые у внешних разработчиков. Какая уж тут интеграция, корпоративность, единая банковская система...
... На мой взгляд, без настоящего профессионального, вдумчивого подхода к приобретению таких капиталоемких инструментов, как банковское ПО, оборудование, техническая литература, любая структура, производящая закупки в значительных объемах, будет терять клиентов и деньги.
Поживем - увидим, а пока я кричу всем вам, специалистам и неспециалистам в области информационных технологий, менеджерам фирм, управляющим отделениями Сбербанка и коммерческих банков: не экономьте на обучении сотрудников, из отделов информационных технологий в частности (за весь период моей работы в СБ считанные единицы из состава сотрудников отделов АСУ отделений СБ Ростовского территориального банка прошли обучение на курсах повышения квалификации; такое ощущение, что СБ решил на халяву иметь знающих людей в АСУ, - и “имеет”, смею вас заверить), доверяйте им делать ту работу, которую они умеют делать, платите зарплату такую, чтобы, немного сэкономив, они могли позволить себе покупку компьютера, литературы (мне известно, что в централизованном порядке компьютерная пресса для сотрудников отделов АСУ СБ не приобретается) и кофе, а не клянчить у руководителей 90 тыс. руб. на полугодовую подписку на журнал “Мир ПК” (нормальное отделение СБ не имеет никакой литературы по применяемым сетевым ОС, Windows и другим продуктам, если не считать документацию, поставляемую с дистрибутивом, хорошо если на русском языке). В противном случае вам не избежать текучки кадров, непрофессионализма сотрудников подразделений информатики (что может быть страшнее честного дурака в информационной системе предприятия, наверное, только умный вор), и в результате вы будете нести потери (авторитета, имиджа, клиентов, денег), зато поимеете нервотрепку, измученного сотрудника отдела АСУ, злого бухгалтера, издерганного операциониста, неудовлетворенного клиента. Вложение средств в достойного сотрудника - вложение средств в ваш бизнес, который обязательно принесет прибыль.
В свете всего сказанного я не согласен с мнением уважаемого Андрея о том, что программист - ненужная профессия. Другое дело, что руководство фирм - производителей ПО, желает купить услуги специалиста подешевле (ориентируясь на конъюнктуру рынка ПО), но рано или поздно халява закончится или по крайней мере сократится. Под халявой имею в виду ворованные инструментальные программные продукты, операционные системы, техническую документацию и прикладное ПО, попранное достоинство специалиста, консультации, которые пока обходятся достаточно дешево. Да и, говоря откровенно, программисты сами иногда характеризуют себя не самым лучшим образом (как специалисты).
Было время, когда я смотрел на программиста как на кудесника, но после общения с разработчиками ряда ростовских фирм, мое отношение к программистам претерпело значительные изменения (основная их масса о взаимодействии конкретного ПО с сетевыми ОС знает, как мне кажется, в пределах собственного ПО или разрабатываемого раздела, между тем сетевые решения - залог успешной работы любого банка). К тому же ответьте мне честно: как много фирм эффективно использует в своих разработках такие экзотические (для нас, глубинки) Delphi, Java, PowerBuilder и успешно продает свои продукты на широком рынке ПО? До сей поры мне приходится работать лишь с продуктами для СУБД Karat, FoxPro (Microsoft) и вот теперь InterBase (Borland): у нас Windows 3.11 (лицензионная) имеется только на ПК с предустановленным системным ПО, основная масса сотрудников пугается, взяв в руки мышь. И это при том, что знающие люди говорят: “Банки находятся на острие техничесокго прогресса в сфере информатики и автоматизации рабочих процессов”. Где это острие? И где эти банки? В Москве - может быть. Для нас Internet - чудо информационных технологий, доступа к которому у нас нет (провайдеры WWW “не вяжут”). Как мне кажется, настоящая работа для программистов еще впереди (другое дело, что жить и зарабатывать надо сейчас). Серьезные разработки только начали появляться. И будь я программист, я бы бросил работу в Сбербанке и ушел в Web-мастера или в сферу торговли (либо только компьютерами, либо ПО, либо аудиовидеоаппаратурой - уж лучше быть узким специалистом и все знать о своем деле, чем писать “все на всем” и обо всем знать чуть-чуть). Я общался бы с людьми и, может быть, обеспечил бы семье более высокий уровень жизни (тем, кто не знает: зарплата сотрудника АСУ в СБ - 700 тыс. руб.).