Метод Берста
Время от времени я делюсь с публикой “впечатлением Берста” - первым впечатлением от какой-либо новой тенденции в технологии. Я решил, что пришла пора поговорить о Web-приложениях (Weblications), т. е. об идее построения серьезных клиент-серверных приложений, которые запускаются изнутри браузера. Или, точнее, которые выглядят так, как будто они выполняются внутри браузера, поскольку основная часть обработки на самом деле происходит на сервере.
Я не имею здесь в виду тривиальные аплеты или простые формы, собирающие информацию на экране. Web-приложение - это серьезное приложение для деловой сферы, работающее в сетях Internet/intranet. Оно обычно выполняет несколько функций: извлечение информации из какой-либо корпоративной базы данных, обработку этой информации и ее вывод на экран.
В последнее время заговорили о “тонких” клиентах, и Web-приложения имеют к ним непосредственное отношение. С точки зрения аппаратных средств “тонкий” клиент - это компьютер с ограниченными возможностями (типа моделей в запечатанном корпусе), который конфигурируется, администрируется и обслуживается прикладными программами с централизованных серверов. Теоретически на нем не должны запускаться базирующиеся на браузере приложения, а использовать его можно в роли X-терминала или Windows-терминала. Однако на практике большинство пользователей планирует установить на своих “тонких” клиентах Web-браузеры, чтобы использовать последние в качестве платформы для новой разновидности клиент-серверных приложений.
В этом плане Web-приложения представляют собой самый новый из трех подходов к организации корпоративных систем.
1. “Немые” клиенты. “Немые” терминалы обращаются к базам данных на мэйнфреймах, где по существу и происходит вся обработка данных.
2. “Толстые” клиенты, или клиент-серверные системы. Мощные ПК работают с базами данных на серверах. Основная нагрузка при обработке данных падает на клиента.
3. “Тонкие” клиенты (Web-приложения). Браузеры обращаются к серверам или мэйнфреймам. Основная часть обработки выполняется на сервере. Web-приложения сулят корпорациям большую экономию, поскольку не требуют, чтобы на каждом рабочем месте находился высококлассный ПК. Они выполняются на любой аппаратуре, допускающей установку браузера: на ПК младших моделей, на сетевом или даже карманном компьютере. Деннис Джоунс, заместитель директора по информатизации из Federal Express, сказал: “Мы придерживаемся курса на максимально тонкие клиенты, допустимые в условиях нашей служебной деятельности”.
Web-приложения гибки и масштабируемы, поскольку основаны на открытых стандартах. Теоретически можно начать с малого: использовать их в пределах одного отдела, затем перенести в интрасети и уж потом распространить посредством внешних сетей; в какой-то момент их можно даже предложить клиентам через Internet.
Однако читатели ZDNet AnchorDesk напомнили мне о ряде потенциальных проблем. Один из них отметил: “Те, кто поддерживает обработку данных на серверах, забывают об издержках и узких местах централизованной обработки, известных со времен мэйнфреймов”. Он же указал, что от ПК так легко не избавиться. Их ставят на рабочие столы не только ради узкоделовых приложений - они нужны и как средство эффективной работы в целом.
Могут выявиться и другие неблагоприятные обстоятельства. Я думаю, что вопросы безопасности, устойчивости, аутентификации, удаленного доступа и гарантированной пропускной способности, ограничивающие применение нынешних Web-приложений, могут быть решены. Однако переходный этап займет от трех до пяти лет, причем первопроходцам придется платить высокую цену за задержки, проблемы и неожиданные препятствия.
Есть ли в вашей компании планы относительно Web-приложений?
Сообщите мне.
Джесс Берст
Джесс Берст - главный редактор ZDNet AnchorDesk, бесплатной службы Web-новостей и электронной почты (www.anchordesk.com). Он рассматривает всех читателей как своих клиентов независимо от того, толстые они или тонкие. Поэтому присылайте ему свои соображения по адресу: http://www.jesse@jesseberst.com.