В Пентагоне была проведена серия компьютерных игр, моделирующих возможные сражения в XXI веке. Об их итогах прессе поведал очень довольный результатами этого эксперимента генерал-майор Роберт Скэйлз (Robert Scales). Он заявил, что “исход сражения в грядущем столетии решит не мощь оружия, а знания. К 2010 г. армия США будет иметь полное информационное превосходство над любым потенциальным противником”.
Американские военные аналитики полагают, что в следующие 25 лет угроза США будет исходить в основном из Тихоокеанского региона и Евразии. Результаты моделирования показали - нет ни одного шанса, что в ближайшие годы появится страна, способная оказать сопротивление армии США в возможном конфликте. Однако в 2020 - 2030 гг. ситуация может несколько измениться. Основная причина - появление нового поколения компьютеров и резкое удешевление военных информационных технологий, разработка которых станет доступной для относительно небольших компаний. Если информационное отставание от США удастся несколько сократить, то ряд стран сможет компенсировать технологическое отставание наращиванием численности своих армий с ориентацией на относительно дешевые сухопутные рода войск (США, как известно, считается морской державой).
Было проведено моделирование развития подобных тенденций. Выяснилось, что войны XXI века будут более масштабными и унесут значительно больше жизней (видимо, из-за необходимости компенсировать информационное преимущество). Зона конфликта существенно возрастет и составит примерно 400х1000 км. Повысится вероятность уничтожения боевых единиц. Если во Второй мировой войне для поражения вражеского солдата требовалось в среднем 14 выстрелов с расстояния не более 700 м, то в 2020 г. для этого понадобится 1,2 выстрела со среднего расстояния 2400 м. Поэтому в будущем с появлением компьютерных систем ведения высокоточного огня и увеличением боевого пространства исход сражения решат информационное превосходство и скорость маневра войск, которая сильно зависит от знания местности и дислокации противника. Сегодня скорость маневра для пехоты составляет 5 км/ч, но этого совершенно недостаточно. Как считает Роберт Скэйлз, результаты компьютерного моделирования наглядно показали необходимость ее повышения в несколько раз. Для этого надо избавиться от “лишнего веса” (тяжелой техники и неуклюжего обмундирования) и “хвоста” сопровождения, сделав упор на создание максимально мобильной и технически сверхоснащенной армии, действующей при активной поддержке авиации.
За образец наступательной стратегии американской армии генерал предложил взять стратегию немецкого блицкрига времен Второй мировой войны. Секреты первых успехов германской армии, по мнению американских экспертов, заключались в том, что 10 из 114 немецких дивизий быстро захватили железные дороги, по которым были подтянуты остальные войска. Но если в 1941 г. удалось достичь скорости развертывания главных сил порядка 30 км/ч (скорость грузового поезда), то по результатам моделирования в 2020 г. эта скорость должна составлять 300 км/ч, для чего требуется создание мощных военно-воздушных сил.
Чем закончился блицкриг для немецкой армии, Роберт Скэйлз не упомянул.
Сергей Бобровский