В начале августа фирма IBS подписала контракт с торговым домом “Детский мир” на создание системы автоматизации этого крупнейшего в России магазина. Первого сентября магазин был торжественно открыт. Об особенностях этого проекта нашему обозревателю рассказал Леонид Забежинский, директор дивизиона банковских и торговых систем.
Леонид Забежинский
PC Week: Дивизион банковских и торговых систем фирмы IBS выполнил уже не один проект по автоматизации предприятий потребительского рынка. Есть ли у проекта “Детский мир” какие-либо особенности?
Леонид Забежинский: Конечно, есть. Торговые системы - не коробочные приложения; можно сказать, что уникальность - их неотъемлемое свойство. Крупные заказчики предъявляют разные требования к системе автоматизации, что связано, например, с особенностями организации торговли или управления предприятием. Поставщик решений на основании имеющихся у него технологий каждый раз создает единственную в своем роде систему, наиболее точно отвечающую потребностям заказчика. С этой точки зрения все системы, созданные дивизионом, уникальны, но в их ряду проект “Детский мир” стоит особняком. Мы давно искали такой проект.
PC Week: Почему IBS придает этому проекту исключительное значение?
Л. З.: По ряду причин. Прежде всего, давайте посмотрим на проект глазами компании IBS. С первых дней существования IBS стремится к тому, чтобы у истоков новых направлений были громкие проекты с легко узнаваемыми заказчиками. Так было и с дивизионом банковских и торговых систем, начавшим свой путь с автоматизации ряда отделений Сбербанка России. Это - не погоня за громкими именами, а желание подтвердить свою квалификацию и занять соответствующее место в сознании заказчиков. В начале 1995 г. дивизион вышел на рынок систем автоматизации предприятий потребительского рынка и с тех пор выполнил ряд крупных проектов. Среди наших клиентов - торговые дома “Оффис-Клаб” и “На Смольной”, супермаркеты “Царицыно”, “Валентина”, “Диета-38”, бутик “Боско ди Чильеджи” и др. Но, чтобы соответствовать корпоративному стилю IBS, нам не хватало именно такого проекта, как “Детский мир”. Ведь для миллионов россиян “Детский мир” на Лубянке не нуждается в представлении. Конечно, были и другие причины. Уникальные особенности нашей технологии автоматизации раскрываются тем более полно, чем крупнее объект автоматизации и чем выше требования заказчика к надежности, масштабируемости и гибкости системы.
PC Week: Неужели в Москве трудно найти крупный магазин?
Л. З.: “Детский мир” - это 22 тыс. кв. метров торговых площадей, и таких магазинов в Москве совсем немного. Но с точки зрения автоматизации важна не столько площадь магазина, сколько характер управления. Например, насколько нам известно, недавно решено сдавать в аренду торговые площади в центре “Манежная площадь”. В результате центр как объект автоматизации распался на множество независимых торговых точек. “Детский мир”, напротив, является единым предприятием с единой технологией торговли, учета, управления ресурсами и анализа информации. Как объект автоматизации столь крупное торговое предприятие уникально для России.
PC Week: Как крупные заказчики выбирают системы автоматизации?
Л. З.: Торговые организации, подобные “Детскому миру”, предъявляют сочетание уникальных требований к системам автоматизации. Это касается и технологии торговли, и системы учета и планирования, и управления товарными запасами и другими ресурсами. Конечно, система должна быть масштабируема, надежна и расширяема. Она обязана быть достаточно гибкой: подумайте, например, о грядущей деноминации рубля. Кроме того, существенными факторами оказываются соотношение начальных и эксплуатационных затрат, а также финансовое положение и репутация поставщика системы автоматизации. Заказчики ясно осознают важность выбора, ведь заменить систему непросто. Решение, предлагаемое фирмой IBS, было выбрано руководством “Детского мира” именно в результате комплексного анализа имеющихся на рынке предложений. Мы считаем этот выбор естественным.
PC Week: Почему вы так считаете?
Л. З.: “Детскому миру” нужна мощная система комплексной автоматизации торговых залов, складов и центрального офиса. POS-терминалы - лишь часть единой системы управления движением товаров и другими ресурсами в масштабах всего торгового дома “Детский мир”. Как инструмент учета система контролирует движение товаров от ворот складов до потребителя и соответствующее движение денежных средств. Как инструмент торговли она призвана максимально повышать пропускную способность торговых залов. Как инструмент анализа она позволяет провести комплексную аналитическую обработку информации о движении товаров, например для прогнозирования спроса. Все эти функции должны заработать с первого дня эксплуатации системы. В магазине идет реконструкция. Ко дню открытия полностью оборудован первый этаж, на котором установлено 16 POS-терминалов; к концу реконструкции их число достигнет 120, одновременно будет расширена номенклатура товаров и возрастет интенсивность потока транзакций. Потребуется увеличить мощность серверной части системы. Благодаря переносимости нашего ПО и использованию платформно-независимых технологий управления данными все действия по масштабированию системы пройдут совершенно безболезненно и сведутся к замене PC-сервера на RISC-сервер.
PC Week: Таким образом, от начала до завершения работ прошел всего месяц?
Л. З.: Да, работы начались в первой декаде августа, а “Детский мир” открыл двери для покупателей 1 сентября 1997 г. Естественно, к этому моменту нужно было завершить монтаж и отладку системы, провести приемо-сдаточные испытания, обучить персонал. В систему были внесены данные о номенклатуре и наличии товаров, а ведь число наименований измеряется десятками тысяч. Чтобы выполнить это всего лишь за месяц, пришлось хорошенько потрудиться, и сегодня результаты работы - предмет нашей гордости.
Беседу провел Вадим Федоров