В борьбе с пиратством российские компании акцент делают в основном на том, что “красть нехорошо”. А весомых аргументов в пользу приобретения лицензионных программ вроде как бы и нет. Консультациями и техподдержкой матерых российских пользователей, особенно программистов, привыкших во всем разбираться самостоятельно, прельстить очень трудно. Однако при контактах российских фирм с компаниями из “другого” мира, где корпоративные законы блюдутся очень строго, пиратство может сослужить очень плохую службу.
Довольно поучительна в этом плане история, которую рассказал директор фирмы “ЛокИС” Сергей Проскурин. В конце 80-х годов, в эпоху появления в СССР первых персоналок, “ЛокИС” выпустил игру “Perestroyka” (не путать с одноименной игрой фирмы “ПараГраф”), автором которой был Никита Скрипкин, ныне директор фирмы “Никита”. Игра стала настоящим хитом и по популярности уступала разве что “Тетрису”. В нее резались круглые сутки, и заставку с портретом Михаила Сергеевича и мелодией “Эх, дубинушка, ухнем!” сегодня вспомнит любой программист тех лет.
Эта игра была написана на TurboC (конечно, нелицензионном) компании Borland. Распространять ее взялась фирма Comrac BV из Нидерландов, причем голландский предприниматель предложил очень выгодные даже по сегодняшним меркам условия для подобного продукта - 7 долл. с каждой копии. Договор уже был подписан, когда голландец неожиданно прислал факс, в котором сообщал, что он обратился в фирму Borland и там ему ответили, что “ЛокИС” как пользователь их продуктов в Borland не зарегистрирован. Поэтому, заявил голландец, так как вы пользуетесь нелицензионными продуктами, то контракт с вами я разрываю. Сотрудники “ЛокИСа” помчались в СП “Диалог”, единственную, по-моему, в то время организацию, торговавшую программным обеспечением, и купили у них TurboC. Затем голландцу срочно был отправлен факс с оправданиями, что мы купили компилятор уже давно, просто регистрационная карточка не дошла, и т. д., но голландец остался непреклонен.
С тех пор “ЛокИС” пользуется только лицензионным софтом. Но остается немало компаний, которые в состоянии купить лицензионные продукты, но не делают этого. А ведь история, случившаяся с “ЛокИСом”, касается не только программистских фирм. Представьте, на встречу с президентом банка или директором предприятия приезжает крупный зарубежный клиент. И если вдруг он спросит руководителя, увидев Windows на компьютерах его фирмы, лицензионные ли это продукты (а подобные прецеденты случались)? Можно соврать - но проверить очень просто, а с партнером, который способен обмануть, никто дела иметь не будет. В данном случае сказать правду - потерять клиента. А вы способны сейчас ответить “да” на подобный вопрос?
Сергей Бобровский