“...А теперь записываем: 5 160 203 274 684; 46 907 127; 52 706 316; 24 171 583; 26 205 099...”.
Если бы сотрудники компетентных органов заглянули 2 сентября в этот момент на пресс-конференцию Microsoft AO, то наверняка заподозрили бы неладное... Однако ничего особенного не происходило - просто генеральный директор Microsoft AO Ольга Дергунова зачитывала цифры дохода московского представительства корпорации в 1997 финансовом году. А то, что они такие разные - так это смотря как измерять: удава тоже в попугаях мерили. Но если серьезно, то в этом году доход Microsoft AO составил более 26 млн. долл. (в прошлом году - 13,85 млн. долл.), так что остальные цифры приводились, как говорится, для красного словца.
Ольга Дергунова: "Самое главное в нашем успехе - труд, и никаких чудес"
Прошедший финансовый год для московского представительства Microsoft был более чем удачным: рост доходов, включая доходы от бизнеса ОЕМ-партнеров, составил 89,2%. О результатах финансового года в самой корпорации мы уже писали (см. PC Week/RE, № 33/97, с. 44), напомню лишь, что рост доходов Microsoft составил 31%, - на этом фоне результаты московского отделения действительно впечатляют.
По словам Ольги Дергуновой, основной доход Microsoft AO (как и Microsoft в целом) принесли продажи Windows 95, Office 95 и 97 и Windows NT 4.0, а также более 20 различных версий продуктов на русском языке. Успех корпорации в России обеспечивали 35 сотрудников ее московского отделения (6 из которых входят в список “Top100 компьютерного бизнеса России”), сотни партнеров, сотни тысяч легальных пользователей и миллионы “присоединившихся бесплатно”.
Результаты финансового года оцениваются по трем категориям: продажа коробок, продажа лицензий и бизнес ОЕМ. Распределение доходов Microsoft АО выглядит следующим образм: 18,646 млн. долл. получено от продажи коробок и лицензий, более 7,5 млн. долл. составил доход ОЕМ-бизнеса. Продажи лицензий принесли 46% общего дохода, при этом рост продаж лицензий на Windows NT Server составил 369%.
Хотя рост продаж Windows 95 в мире несколько замедлился, в России она стала, по словам представителей Microsoft AO, стандартом операционных систем - в 1997 финансовом году было продано более 141 тысячи копий.
Рост доходов ОЕМ-партнеров составил 120%. В России партнеры Microsoft распространяют такие продукты, как MS-DOS, Microsoft Windows, Windows for Workgroups, Windows 95, Windows NT Workstation, MS BackOffice, MS Multimedia Titles, MS Works, MS Mouse, MS Natural Keyboard. На пресс-конференции были приведены интересные данные. Так, 1997 финансовый год для Microsoft AO - это год перехода российских сборщиков ПК на Windows 95 (по данным на июнь, 92% всех ПК поставлялись с Windows 95). Компания “Вист” с ноября 1996 г. на каждый продаваемый компьютер предустанавливает Windows 95 и Works 4.0. Windows NT Server инсталлируют на свои компьютеры “Ниеншанц”, KRAFTWAY, R-Style, “Вист” и ИВК. Для помощи ОЕМ-партнерам Microsoft АО совместно с компанией “Кречет” был открыт центр технической поддержки.
Естественно, что, говоря об итогах года, г-жа Дергунова не могла обойти вниманием и такую тему, как борьба с пиратством. В прошедшем году продолжалось активное сотрудничество с BSA и правоохранительными органами. Microsoft AO выиграло три процесса в арбитражном суде и один процесс в Государственном антимонопольном комитете, кроме этого было возбуждено более 10 уголовных дел по статье 146 УК РФ. По словам Ольги Дергуновой, эти примеры показывают, что пиратская деятельность становится небезопасной, а в следующем году небезопасным станет и использование нелицензионного ПО.
Но это все итоги прошлого, а что же в будущем? В новом году Microsoft AO собирается предложить своим партнерам и пользователям новые локализованные продукты и бизнес-программы.
Уже в этом году появится русская версия Microsoft Internet Explorer 4.0, а затем в свет выйдут Windows 98 (русская версия), Microsoft Small Business Server c документацией на русском языке и новая игра Microsoft Puzzle Collection (информацию о которой можно найти по адресу: www.microsoft.com/games/puzzle/).
Будет расширяться и сеть ОFМ-партнеров, а для того, чтобы им удобнее было работать, Microsoft AO собирается открыть новый Web-узел в рамках программы “Партнерство с Microsoft”.
О программах “Office Extensions” и “Школа чемпионов” мы уже писали (см. PC Week/RE, № 34/97, с. 60). Следует отметить, что последняя пользуется большой популярностью: с момента появления информации в авторизованных учебных центрах Microsoft для участия в ней уже записалось более 120 сертифицированных специалистов Novell.
И, наконец, сенсация - в октябре в Россию приезжает президент корпорации Microsoft Билл Гейтс (William H. Gates III). По словам Ольги Дергуновой, поводом для этого являются пять лет успешной деятельности московского представительства, интерес к развитию компьютерного рынка в России, “да и вообще пора”.
Все, кто хочет задать вопрос президенту Microsoft, могут сделать это, посетив Web-узел Microsoft AO; авторы самых интересных вопросов будут приглашены на пресс-конференцию с Биллом Гейтсом.
Подробнее с результатами работы Microsoft AO в 1997 финансовом году можно ознакомиться, обратившись по адресу: www.microsoft.com/rus.
Телефон Microsoft AO:
(095) 967-8585.
Алексей Роговцев
Oracle укореняется в Центральной Азии
Бизнес
Открыт представительский офис корпорации Oracle в Ташкенте
Пожалуй, впервые на моей памяти открытие очередного офиса софтверной компании в странах бывшего СССР проходило на столь высоком уровне. Способствовали тому два обстоятельства: присутствие на церемонии открытия представительского офиса корпорации Oracle в Ташкенте американского посла в Узбекистане г-на Эскудеро и слетевшиеся на это мероприятие к 4 сентября из разных стран топ-менеджеры самой Oracle.
Ташкентский офис Oracle - четвертый по счету в СНГ и четырнадцатый в Европе. Основания для его образования были, как подчеркивает региональный менеджер по Центральной Азии и Закавказью Алексей Шлыков, вполне весомые: по результатам 1997 финансового года (завершившегося в мае) Узбекистан держит первое место по продажам продуктов Oracle среди среднеазиатских республик, а в целом этот регион выполнил план на 160%, и на его долю пришлась примерно треть всех продаж американской корпорации в СНГ. Итоги I квартала 1998 г. тоже не разочаровали - они превысили результаты соответствующего квартала прошлого года в несколько раз. Таким образом, появление очередного среднеазиатского офиса (напомню, что в этом регионе существует еще и офис в Алма-Ате) - это следствие достигнутых результатов и высоких ожиданий от рынка.
Сегодня в ташкентском офисе, который, по единодушному мнению собравшейся на торжество публики, сильно напоминает комфортабельную итальянскую виллу, всего семь штатных сотрудников. Однако это молодой и исключительно работоспособный коллектив, уже научившийся слаженно действовать в команде. Возглавляет его Дильшод Махсудханов - территориальный менеджер по Узбекистану, Туркменистану и Таджикистану. Он полагает, что численность персонала к концу года должна несколько возрасти, особо отмечая, что принципы подбора кадров у руководства останутся очень жесткими. “Наши сотрудники прежде всего должны быть порядочными и ответственными людьми, - подчеркивает Дильшод. - Всему остальному они научатся”.
Достижения компьютерных фирм, по общему признанию, наиболее рельефно выглядят на фоне реализованных ими проектов, а потому есть резон остановиться на двух, на мой взгляд, наиболее значимых и масштабных за последние годы проектах, в которых участвовала Oracle в Узбекистане - создании системы, автоматизирующей деятельность налоговых служб этой республики, и создании государственной автоматизированной паспортной системы Узбекистана.
С налоговой службой Узбекистана шутки плохи
По словам очевидцев, продукты Oracle начали привлекать к себе внимание со стороны профессиональных программистов где-то с 1993 года, когда разработчикам удалось понять, сколь красивые решения для крупных проектов можно получить на базе этой СУБД. Применение ее в масштабной системе автоматизации деятельности налоговой службы Узбекистана было далеко не случайным, а хорошо осмысленным шагом со стороны разработчиков Научно-информационного центра новых технологий при Государственном налоговом комитете Узбекистана (НИЦ НТ ГНК).
“Когда мы приступали к проекту, у нас было две платформы - Oracle и Informix, и накоплен примерно одинаковый опыт работы с каждой из этих СУБД, - вспоминает Дильшод Насыров, консультант Центра. - Но у корпорации Oracle техническая поддержка в Узбекистане оказалась лучше, что избавляло нас как разработчиков от большой головной боли. Если, скажем, нам нужны были какие-то новые продукты или срочные консультации, то мы их очень оперативно получали от Oracle, причем довольно часто на условно-бесплатной основе. Налоговый комитет предоставил нам все необходимые инструменты разработки - Designer 2000, Developer 2000, что позволило в достаточно короткие сроки разработать ПО для автоматизации налоговых органов республики, постепенно переведя на Oracle даже то, что раньше было написано под Informix и под DOS”.
Созданная система, имеющая три уровня (районный, областной и республиканский) не имеет аналогов ни в одном из государств бывшего Союза. Отправной точкой для начала ее разработки послужило выпущенное в 1993 г. Постановление Кабинета министров Узбекистана об автоматизации деятельности налоговых органов, свидетельствующее о пристальном внимании государства к сбору всех полагающихся налогов.
Сегодня системой, базирующейся на СУБД Oracle, охвачены 235 районных и 14 областных инспекций, откуда информация стекается в республиканский центр в центральную базу данных. В системе работает около 4 тыс. компьютеров, причем к концу года должно быть покончено с многоплатформностью (разные уровни системы поначалу базировались и на MS-DOS, и на Informix, и на Unix) и все сверху донизу будет работать на Oracle. Разработчики усматривают в этом большое преимущество - однородная система лучше управляется (можно это делать централизованно), легче и дешевле обходится ее сопровождение (снижаются, например, требования к квалификации персонала).
В разработке системы было задействовано около 30 привлеченных разработчиков и более 100 человек, участвовавших в ее внедрении (в их числе - сотрудники отдела автоматизации Государственного налогового комитета). Более 4 тыс. специалистов, которым предстояло пользоваться системой, пройдут обучение в НИЦ НТ ГНК.
Сегодня все юридические лица Узбекистана благодаря установленной системе глубоко подконтрольны государству: в оперативном режиме можно из центра узнать, сколько актов по сбору налогов проведено в тот или иной день, сколько денег перечислено государству, можно легко выявить нарушителей и своевременно применить к ним соответствующие санкции. Физические лица скоро тоже попадут под жесткий контроль - соответствующая система должна быть завершена в 1998 г.
Уже заметен и эффект от внедрения автоматизированной системы. Еще во время работы пилотного проекта в одном из районных подразделений налоговой инспекции была обнаружена недоимка, в 10 раз превышающая сумму, рассчитанную сотрудниками этой инспекции традиционным способом (разработчикам даже пришлось пересчитывать все вручную - никто не поверил вначале, что может быть такая разница). Можно представить, сколько денег пополнило государственную казну с вводом системы в эксплуатацию!
Помимо финансовых выгод это принесло и очень положительные организационные изменения. Если раньше самую трудоемкую работу по ежедневному учету информации от налогоплательщиков в каждой инспекции вели 20 - 30 человек, то сейчас эту работу делают семь - восемь человек.
Итак, к основным достоинствам созданной системы следует отнести реальное сокращение числа задействованных в налоговом процессе сотрудников, достоверность и оперативность поставляемой информации и легкость восстановления ее при сбоях (что обеспечено технологиями Oracle).
Разработчики выразили готовность тиражировать созданную ими систему для заинтересованных налоговых комитетов стран СНГ, оценивая ее стоимость в несколько миллионов долларов. С некоторыми из государств Содружества, похоже, уже ведутся переговоры об импорте этих технологий.
Oracle приложила руку и к узбекским паспортам
К новым зеленым паспортам, выдаваемым МВД Узбекистана с прошлого года, Oracle тоже, как говорится, приложила руку. Сегодня в республиканском и областных центрах установлено 15 серверов 5D этой компании, где собирается информация обо всех имеющих паспорт гражданах. Как и вышеупомянутая налоговая, эта система имеет трехуровневую звездообразную архитектуру и объединяет 244 пункта выдачи паспортов в 14 областях Узбекистана. Весной она полностью введена в эксплуатацию, требует доработки лишь та ее часть, которая связана с передачей данных по выделенным каналам, поскольку решение об их использовании было принято несколько позже. К концу года должны быть закончены и эти работы.
В качестве генерального подрядчика работ в этом проекте - самом крупном в Узбекистане проекте, связанном с информационными технологиями, выступала московская фирма LVS, тоже имеющая в Ташкенте свой офис. В общей сложности под проект было закуплено более 100 лицензий Oracle, а затраты только на ИТ составили около 5 млн. долл. Вкупе со средствами, выделенными на коммуникационное оборудование и изготовление паспортов, эта система обошлась государству примерно в 12 млн. долл.
Как отмечает представитель LVS в Узбекистане Александр Петрухин, системе еще предстоит развиваться - сейчас, например, рассматриваются возможности перехода с версии 7.3 СУБД Oracle на версию 8.0, а также составляется смета на поддержку и сопровождение паспортной системы. Не исключено, что накопленный опыт по созданию устойчивых и быстро восстанавливаемых информационных систем удастся использовать и в других близких задачах - например, при регистрации иностранцев или оформлении виз.
Телефон офиса Oracle в Ташкенте: (3712) 406-869. 4
Елена Монахова