Военное ведомство Великобритании разрабатывает план замены истребителей и бомбардировщиков “Торнадо” ультрасовременными беспилотными самолетами. Как стало известно корреспонденту ИТАР-ТАСС из источников, близких к Министерству обороны Соединенного Королевства, Уайтхолл обратился к семи ведущим британским военным корпорациям, включая “Бритиш Аэроспейс” и “Джи-И-Си Маркони”, с предложением представить свои проекты полностью автономного самолета и ракет, которые управлялись бы из контрольного пункта на земле при помощи компьютерных технологий.
По мнению эксперта из Министерства обороны Великобритании Джона Гилберта, беспилотные самолеты с высокоточными ракетами на борту должны обладать большой маневренностью и огневой мощью, быть дешевле своих “одушевленных” собратьев. “Технический прогресс в обороне неизбежно приведет к тому, что летчик перестанет садиться за штурвал боевой машины, - считает он. - Астрономическая стоимость оборудования и оснащения кабины современного истребителя объясняется именно присутствием там пилота”.
В настоящее время на службе Королевских ВВС находится около 140 истребителей и бомбардировщиков “Торнадо”, каждый из которых стоит более 32 млн. долл. Несмотря на критику технических данных этих самолетов и их действий во время войны в Персидском заливе, они являются главной опорой британских военно-воздушных сил, позволяя наносить упреждающие удары по самым отдаленным целям противника.
Многие британские военные эксперты высказывают опасения, что со снятием “Торнадо” с вооружения после 2015 г. из военно-воздушных сил страны может быть уволен последний “живой” пилот. “Вопрос стоит более остро: нужны ли военно-воздушные силы вообще, если, скажем, сверхсовременные ракеты можно запускать с борта подводных лодок или даже из кузова грузовика в лесу, - подчеркивает один из специалистов, - а решения о начале воздушных операций с беспилотными самолетами могут приниматься из штабных пунктов военно-морских или наземных сил. Если все будет развиваться по такому сценарию, зачем тогда нужно содержать дорогостоящие ВВС без единого летчика?”
Как считают инженеры компании “Бритиш Аэроспейс”, развитие цифровой технологии не оставляет “Торнадо” никакого будущего. Беспилотный самолет можно направлять на самые рискованные миссии, и не надо, если его собьют, посылать в “горячую точку” спасателей. “Размер кабины будет сведен до минимума, а управление станет похожим на простую компьютерную игру и будет осуществляться через объектив видеокамеры, установленной на самолете, со специально оборудованного ЭВМ кресла "пилота" на земле, - рисуют картину будущих полетов технологи. - Без летчика бомбардировщик будет брать на борт больше бомб, перемещаться в два раза быстрее и, главное, в случае серьезных повреждений без лишних сомнений идти на таран или падать на вражеские объекты”.
“В то время как военно-воздушные силы США уделяют все больше внимания космическим проектам, в том числе и программам "звездных войн" с участием искусственных спутников с лазерными пушками, Лондон с надеждой смотрит на прогресс компьютерных технологий”, - отметил другой эксперт. - Как бы то ни было, специалисты британских ВВС, получающие лишь малую толику средств, по сравнению с выделяемыми их американским коллегам из бюджета Соединенных Штатов, могут только бросать в безвоздушное пространство восторженные взгляды и с ностальгией вспоминать годы второй мировой войны, когда английские, американские и советские асы разгромили непобедимую немецкую авиацию”.
“Несмотря на вынашиваемые планы создания беспилотных штурмовиков, Уайтхолл готов с 2001 г. брать на вооружение совместное западноевропейское детище - "Евроистребитель", который сможет бороздить британское небо вплоть до 2030 г., - сказал эксперт. - После этой даты Королевские военно-воздушные силы вынуждены будут передать свои функции штабам авиации ВМС и сухопутным командным пунктам. И все же никакая современная технология не сможет заменить самый разумный компьютер на земле - человеческий мозг, без которого любая машина-робот превратится в безумно дорогую груду металлолома”.
ИТАР-ТАСС