В начале сентября фирма IBS объявила о переименовании дивизиона сетевых решений в дивизион сетевых и телекоммуникационных решений. О том, что стоит за этим событием, рассказывает Сергей Меркулов, коммерческий директор дивизиона.
PC Week: Зачем понадобилось переименовывать дивизион, который и под старым названием выполнял телекоммуникационные проекты?
Сергей меркулов: "Структура и объем рынка ИТ имеются, и IBS меняется вместе с ними"
Сергей Меркулов: Действительно, дивизион сетевых решений выполнил не один телекоммуникационный проект для нефтяных компаний, государственных и научных учреждений. Но в последнее время потребно
сти крупных корпоративных заказчиков стали меняться и наша компания стремится привести свою структуру в более точное соответствие с новой рыночной ситуацией. Для этого была проведена большая подготовительная работа, которая и завершилась сменой названия.
PC Week: О каких изменениях рынка вы говорите?
С. М.: Клиенты IBS - это крупные компании, играющие ключевые роли в экономике России. Изменение их потребностей - это пульс экономики страны. Сейчас у руля этих компаний появляется все больше людей, заинтересованных в повышении их управляемости и открытости. Для этого предприятиям и учреждениям нужны новые глобальные информационные системы, причем, естественно возрастают требования к качеству сетей передачи данных, безотказности вычислительных комплексов и т. п. Еще недавно спрос на многие базовые технологии был эпизодическим, а сейчас он устойчиво растет. Мы считаем, что в дальнейшем эта тенденция будет только усиливаться.
PC Week: Меняется ли структура рынка или только его объем?
С. М.: Происходит и то и другое, но наиболее интересны структурные изменения, суть которых легче уяснить, представив себе вертикальный срез корпоративной информационной системы. Он состоит из слоев: в основании лежат структурированные кабельные системы и магистральные сети, выше находятся локальные и глобальные сети передачи данных, еще выше - корпоративные телефонные сети, над ними - вычислительные комплексы. Далее располагаются слои программного обеспечения: операционные системы, связующее ПО (middleware) и серверы баз данных. Вершину занимает прикладное программное обеспечение. Так вот, раньше основные заказы приходились на концы спектра, а в его центр попадали лишь отдельные контракты, соответственно распределялись и приоритеты дивизионов IBS. Теперь все большее число проектов захватывает центр спектра, а то и все его слои.
PC Week: Как IBS реагирует на эти изменения?
С. М.: Компания IBS всегда стремится заметить первые признаки зарождающегося спроса, заглянуть немного вперед и заранее подготовиться к бурному росту нового сектора рынка: подобрать персонал, отработать на реальных проектах технологию управления, провести необходимые структурные изменения. А когда появляется масса заказов, мы уже по-настоящему готовы к работе. Таким образом, рынок направляет развитие IBS, но компания движется слегка впереди. Именно это происходит сейчас с телекоммуникационными технологиями. Мы видим потенциал этого рынка, понимаем причины роста, имеем необходимый опыт для работы в этой сфере. Настало время оформить изменения организационно.
PC Week: Означает ли это переориентацию дивизиона на телекоммуникационные технологии, сдвиг к центру спектра?
С. М.: Нет. Будут сохранены все традиционные направления работы дивизиона, но к ним прибавятся и новые, вплоть до примыкающих непосредственно к полю деятельности дивизиона программных решений. Образно говоря, наши дивизионы смыкают фланги.
PC Week: Всегда ли выгодно быть “универсальным” интегратором?
С. М.: Специализация и универсальность - это разные рыночные стратегии. Какая из них выгоднее для той или иной компании, зависит от ее клиентов, имеющихся у нее опыта и ресурсов. Мы считаем, что для IBS выгоднее быть универсальной. Это позволяет нам полнее использовать потенциал компании, выполняя как проекты, требующие усилий только нашего дивизиона или его части, так и комплексные проекты, требующие объединенных сил обоих дивизионов. С другой стороны, благодаря универсальности мы надежнее застрахованы от краткосрочных непредсказуемых колебаний спроса в отдельных узких секторах рынка, которые могут оказаться гибельными для специализированной компании.
PC Week: Пойдут ли по тому же пути и другие системные интеграторы?
С. М.: Время покажет. Превращение в “универсального” интегратора - дело непростое. На сегодня все известные российские компании, успешно занимающиеся системной интеграцией, имеют “перекосы”. Одни специализируются на локальных сетях, другие - на создании структурированных кабельных сетей и т. д. Так было и с дивизионом сетевых решений IBS. Чтобы стать “универсальным”, нужны время, опыт и большие ресурсы. Мы находимся лишь в начале этого пути.
Беседу провел Вадим Федоров
Вадим Федоров