Чем геоинформационные системы грозят отечественному пользователю?

 

Мир геоинформационных систем подвержен неожиданным переменам. Испытывают финансовые проблемы, переходят из рук в руки и предаются забвению известные в свое время компании. Конечно, если сравнивать с покупкой Lotus или отставкой основателя Apple  -  это легкая зыбь на фоне шторма. Но для рынка ГИС (а это целый 1% и даже больше мирового оборота ПО  -  563 млн. долл.) приобретение компании, державшей 5% оборота и занимавшей четвертое место, по данным Daratech, одним из лидеров геоинформатики явилось настоящим потрясением. Что, в свою очередь, не могло не вызвать волну слухов и гипотез.

 

Содержание этой непродолжительной и бурной детективной истории вкратце таково. Компания Strategic Mapping (SMI)  -  разработчик пакета Atlas GIS (между прочим, он используется большинством из 500 крупнейших фирм Америки) и один из крупных поставщиков данных для деловой картографии, по слухам, испытывала некоторые трудности в последний год. Это случается иногда с компьютерными фирмами: в свое время через это прошли и Intergraph, и Siemens Nixdorf, сейчас черная полоса преследует Apple. Решение проблем было найдено в продаже SMI в середине мая фирме Claritas  -  крупнейшему поставщику геоданных не только на американском, но и на европейском рынке. При этом бизнес SMI, связанный с данными, Claritas оставила себе, а ГИС-пакетом заинтересовался конкурент  -  ESRI (Environmental Systems Research Institute  -  разработчик продуктов линии ARC/INFO), который и приобрел все права на Atlas GIS спустя несколько недель.

 

ESRI таким образом прибавил к своим 28,9% (по тем же данным Daratech за 1995 г.) еще 5,1% общего рынка ПО ГИС, став временно недосягаемым для своего основного конкурента  -  Intergraph. На рынке ГИС для ПК, как известно, наиболее прогрессивно развивающемся сегодня, картина еще более драматична: 18,5% (ESRI) + 16,2% (SMI) = 34,7%  -  далеко за спиной компания Mapinfo (21,4%)  -  бессменный лидер последних лет. Вы, конечно, понимаете, что этот математический расчет притянут за уши. Сумма продуктов не дает суммы доходов или суммы долей рынка. Вопрос в том, что же она дает?

 

Очень может быть, что последствия этой сделки отразятся на многих пользователях  -  не только американских, но и, несомненно, на всех продавцах и разработчиках.

 

Между тем ничто не предвещало подобного развития событий. Регулярно выходили модифицированные версии Atlas GIS (текущая версия 3.03  -  не далее как в апреле), вовсю муссировались слухи о новой 32-разрядной версии. Только что появились два расширения (так называемые Atlas Apps): для использования растровых изображений в качестве подложки векторных карт и для создания столбчатых и круговых картодиаграмм при построении тематических карт. И вдруг судьба одного из столпов американской геоинформатики оказалась под вопросом.

 

Пока какие-то прогнозы строить рано. Также вряд ли стоит предавать широкой огласке многочисленные слухи по этому поводу, наполняющие Internet. В соответствии с соглашением, подписанным ESRI, новый владелец обещает поддерживать Atlas GIS и его текущих пользователей как минимум три года. Замечу, что ESRI имеет и свой пакет, весьма успешно продаваемый на рынке ГИС для бизнеса  -  ArcView ($1700), третья версия которого поступит в продажу буквально на днях.

 

Strategic Mapping в свое время опоздала с проникновением в Россию  -  это надо было делать в 1992 - 1993 гг. Лаборатория “Пирамида” стала серьезно продвигаться только с конца прошлого лета. Поэтому общественное мнение (я разговаривал как с представителями фирм, кровно заинтересованных в исчезновении конкурента, так и с независимыми специалистами) склоняется к тому, что произошедшая сделка особо сильно на нашем рынке не отразится. Позволю себе с этим не согласиться.

 

Очевидно, что Atlas GIS на данный момент в России является лидером по соотношению цена/производительность среди пакетов своего класса, одним из самых простых и логичных пакетов и, к сожалению, одним из самых неизвестных. Появление новых модулей практически свело на нет его отставание от конкурентов, если таковое вообще имело место. Лаборатория “Пирамида” планирует продавать русскую, только что локализованную, версию по беспрецедентно низкой цене  -  $400. В сегодняшнем своем состоянии Atlas GIS решает большинство задач так называемого бизнес-класса  -  мониторинг рынка недвижимости, определение мест размещения банковских отделений или торговых точек, анализ динамики спроса на территории, а также позволяет сопровождать столь актуальные сегодня социологические и политические исследования. Что и было подтверждено успешным использованием пакета во время послевыборной ночи 16 июня 1996 г. в Москве.

 

Если все же судьба Atlas GIS предрешена, то следствием явится либо “вымывание дешевого ассортимента”, что позволит диктовать цены остальным компаниям (заметьте, в последний год ни одна новая версия персональной ГИС не предлагалась дешевле предшествующей, что было характерно для развития бизнес-ГИС еще год-два назад, а MapInfo и GeoGraph даже подорожали), или появление новых дешевых, возможно, отечественных пакетов. Потребность в ГИС для бизнеса у нас еще не сформировалась, как не сформировалось и предложение. Самое время заявить о себе отечественным умельцам!

 

С автором можно связаться по телефону: (095) 257-7436 или по адресу: giprogor@glas.apc.org.     4

 

Александр Антонов

Версия для печати