колонка редактора
Интернет-телефония очень молода - первое программное средство InternetPhone для передачи голосового трафика по сети Интернет фирма VocalTec выпустила в 1995 г. Это сработало как спусковой механизм: вмиг стало ясно, что непаханное поле чудес раскинулось перед теми, кто не настолько ленив, чтобы упустить очевидную возможность делать деньги, играя одновременно на двух струнах человеческой души: сентиментальной привязанности к болтовне по телефону и детского стремления к новым игрушкам, тщательно маскируемого под интерес к достижениям технического прогресса. К этому следует добавить умение каждого разумного человека складывать и вычитать цифры, сравнивая стоимость междугороднего телефона и оплату трафика Интернет. Три безусловных плюса - это слишком много для того, чтобы появление аналогичных продуктов заставило себя долго ждать.
Ошалевшим от радости потребителям, как грибникам, опустошившим заветную поляну, оставалось только перебирать свои корзинки, приговаривая: “Intel! Microsoft! Это - белые. Есть и подосиновичек CoolTalk от Netscape и благородный груздь Internet Connection Phone из не менее благородного семейства IBM! Немало есть и менее именитых, но очень вкусных продуктов...” (см. например, обзор средств Интернет-телефонии на Web-узле Internet Telephony Consortium по адресу: www. itel.mit.edu).
По данным исследовательской группы World Research Group, в 1996 г. конечные пользователи вложили в Интернет-телефонию 70 млн. долл. Ожидается, что в этом году они принесут на алтарь новой технологической любимицы 175 млн. долл. Однако рынок Интернет-телефонии развивается настолько живо и динамично, что разные организации дают весьма несхожие оценки. World Research Group (www.worldgr.com) кажется замшелым консерватором, в штыки принимающим все новое, по сравнению с Killen&Associates, в чьем исследовании прогнозируется, что объем рынка голосовых служб Интернет в нынешнем году составит 741 млн. долл., а к 2002 г. достигнет 63 млрд. долл., причем 48% этого дохода будет получено в Северной Америке, а 33% - в Европе.
А компания Schema добавляет, что операторы телефонной связи вскоре потеряют около 15% услуг традиционной международной телефонной связи из-за развертывания служб Интернет-телефонии. Это должно составить приблизительно 15 млрд. долл. только в пределах Европейского сообщества.
Как было не возмутиться поставщикам традиционной телефонии! Тут же появились сплоченные альянсы, поклявшиеся именем своих АТС не дать пройти нахальным компьютерным выскочкам. Общественность ждала величайшего в истории технологий скандала... но не получила его. Первый ушат холодной воды вылил в пылающий костер страстей ответ председателя федеральной комиссии по связи США, в котором было сказано: Интернет-телефония суть передача данных и контролировать, что именно передается по Сети, высший орган по коммуникациям не намерен.
А когда в ноябре 1996 г. фирма VocalTec выпустила свой телефонный сервер Telephony Gateway, последние угли тлеющего костра подернулись пеплом, поскольку это ПО вызвало к жизни следующее поколение продуктов - глобальные коммерческие сети Интернет-телефонии. Первой была сеть Delta Three, объединившая телефонные серверы в разных странах мира. Сегодня таких сетей насчитывается не менее десятка, появились они и у нас (см. статью о компьютерной телефонии в России на с. 48). Взаимодействие сетей, подобных Delta Three, построено на условиях взаимного биллинга, стоимость услуг составляет 20 - 30 центов в минуту, а подключение к серверу в своей стране - приблизительно $100.
В результате сегодня сформировались достаточно четкие очертания границ применения средств Интернет-телефонии: дешевая телефонная связь невысокого качества. Этот вид связи уже существует не вместо, а вместе с традиционной телефонией. Более того, дальновидные телефонные компании, например AT&T, решили сами предоставлять услуги передачи голоса по Интернет.
Неужели Интернет-телефонии, появившейся совсем недавно на острие технологического прогресса, суждено остаться в роли бедной Золушки вблизи своей почтенной родственницы, которая старше ее более чем на век? С позиций исторического оптимизма кажется, что нет. В самой Интернет-телефонии заложены перспективы ее будущего развития.
Причина “бедственного” положения этой технологии сегодня - в невозможности передачи голосового трафика по пакетным IP-сетям c гарантированным временем доставки пакета, что обусловливает задержки в передаче голоса. Однако в заголовке IP-пакета можно указать приоритет пакета. Другое дело, что традиционные маршрутизаторы не понимают этого элемента заголовка и потому не учитывают приоритеты передаваемых пакетов...
Судя по всему, Интернет-телефонии суждено стать стимулирующим фактором дальнейшего развития коммуникаций. Интересно, сколько будет стоить Интернет-телефон для народа, когда проблема гарантированной доставки и отсутствия потерь передаваемых пакетов будет решена? 4
К Елене Покатаевой, научному редактору PC Week/RE, можно обратиться по
телефону: (095) 237-9007 или по адресу: pokat@pcweek.redline.ru.
Елена Покатаева