В декабре 1994 г. под эгидой московского департамента образования был создан клуб “ТехноЛогия”  -  неформальное образовательное сообщество, объединяющее сегодня несколько сотен учителей информатики, школьных преподавателей естественных и гуманитарных дисциплин, а также других специалистов,  профессионально связанных с обучением школьников. Каждую пятницу члены клуба собираются на свои заседания, посвященные инновационным решениям в педагогической практике.

Елена Булин-Соколова, директор ИНТ

 

Заседание клуба, состоявшееся 19 сентября, было особенным. На нем обсуждались вопросы, связанные с началом выполнения крупного проекта по созданию информационного пространства в тридцати школах столичного Центрального округа. Эти школы получили компьютерные классы, полностью экипированные для объединения в сеть и доступа в Internet с каждого рабочего места.

 

В реализации проекта участвует несколько организаций:

 

-  корпорация IBM (поставка мультимедийных компьютеров на базе процессора Pentium);

 

- КОМКОР (обеспечение доступа в Internet);

 

- “Гранит-Центр” (установка оборудования, инсталляция сети);

 

- Институт новых технологий в образовании (ИНТ), разработавший учебное ПО.

 

По резонному замечанию Ольги Тахоховой, начальника отдела общего среднего образования в префектуре Центрального округа, “IBM поставляет технику, а префектура решает, куда ее направить”. Можно только поаплодировать таким решениям муниципальных руководителей. “Мы хотим, чтобы школы привносили новейшие информационные технологии в предметные курсы, поэтому не жалеем средств на техническое оснащение школьных компьютерных классов,  -  отметила она.  -  Надеемся к концу учебного года увидеть результаты нашей работы”. А результаты наверняка будут, поскольку среди учителей и директоров школ, сидевших в зале, равнодушных не было. Сам характер задаваемых ими вопросов (“Почему мы не получили часть документации?”, “Почему у нас некоторые средства работают некорректно?”, “Когда начнется обучение учителей-предметников азам компьтерной грамотности?” и т. п.) говорил о том, что выполнение проекта идет полным ходом.

 

Качественно выполнить крупный сетевой проект всегда непросто, а довести его до стадии полноценной реализации в условиях хронического безденежья нашей средней школы  -  это просто высший бизнес-пилотаж. Обнадеживает, правда, то, что ИНТ вот уже десять лет занимается внедрением информационных технологий в преподавание школьных дисциплин и накопил на этом поприще немалый практический опыт.

 

Главная идея, которую пропагандируют все это время специалисты ИНТ, заключается в создании новой образовательной области, которая на основе компьютерных технологий объединит историю, физику, психологию и другие школьные предметы в единую органичную структуру.

 

Уже имеется интересный опыт интеграции предмета “Москвоведение” с информатикой. В рамках проекта “Историческая Москва” учащиеся одной из столичных школ создали чудесную мультимедийную гипертекстовую среду “Останкино”. Примечательно, что во время ее разработки в школе были только простейшие 286-е компьютеры, а ученики приезжали в ИНТ и создавали свой продукт с помощью мощных современных средств.

 

Другой замечательный пример  -  экологический мониторинг, выполненный учащимися другой московской школы. Он включал, в частности, исследование проб воды и воздуха и даже обнаружение озоновых дыр в атмосфере. Эти работы проводились в течение нескольких месяцев и потребовали многих часов расчетных работ на компьютерах и анализа полученных результатов.

 

Продолжается реализация трех больших международных проектов, начатых ИНТ несколько лет назад. К одному из них  -  под названием “Глобальная лаборатория”  -  в этом учебном году подключатся еще несколько московских школ. Этот проект предусматривает проведение школьниками, живущими в разных странах, совместных экспериментов (и обмен результатами по компьютерным сетям) в процессе изучения естественных наук.

 

Для того чтобы школы могли создать информационное пространство по своему вкусу, ИНТ предлагает комплект обучающих модулей, из которых можно сложить мозаику школьной компьютерной вселенной. Там есть, например, “Живая геометрия”  -  ПО, распространяемое ИНТ вот уже несколько лет. Оно представляет собой не просто перевод соответствующего американского продукта, а результат его адаптации к российским учебникам. По словам Елены Булин-Соколовой, директора ИНТ, применение средств визуализации, которыми снабжено это ПО, произвело настоящую революцию в преподавании геометрии.

 

Она отметила также, что в рамках централизованных поставок в московские школы в массовом порядке поступают модемы, сканеры и даже цифровые видеокамеры. “Сочинение, написанное на компьютере и украшенное отсканированными фотографиями, выполненными автором,  -  это уже реальность”,  -  уверена она.

 

Телефон ИНТ: (095) 915-1394, Web-адрес: www.school.edu.ru/int.                4

 

Елена Покатаева

 

Алексей Семенов, заместитель председателя московского комитета по образованию, неоднократно принимал участие в международных конференциях, посвященных проблемам информатизации образования. Он считает, что состояние дел в этой области, достигнутое в Москве, вполне соответствует среднемировому. “Им приходится решать точно такие же проблемы”,  -  отметил он.

Версия для печати