С 16 по 18 сентября в помещении Финансовой Академии при правительстве РФ прошел Третий международный Форум разработчиков интегрированных банковских систем (ИБС) на тему “Комплексные решения по техническому перевооружению коммерческих банков”. Он был организован Ассоциацией российских банков при участии Торгово-промышленной палаты РФ. Для фирм  производителей банковских продуктов и работников служб автоматизации кредитных организаций это, пожалуй, наиболее важное мероприятие такого рода, и особенно на этот раз, когда проводимая Банком России реформа учетной политики, осуществление которой осложняется предстоящей деноминацией, ставит каждый банк перед необходимостью решать вопрос о своей дальнейшей работоспособности. Число участников Форума значительно превысило ожидаемое  -  более 700 человек из 358 коммерческих банков. Были представлены 191 банк из регионов России, 156  -  из Москвы, 11  -  из стран Балтии и других стран СНГ (Белоруссии, Молдавии, Украины, Казахстана). Генеральными спонсорами Форума были ведущие российские фирмы  разработчики ИБС: “АСофт”, “Диасофт”, “Инверсия”, “Кворум”, R-Style Software Lab., “ПрограмБанк”, “Центр Финансовых Технологий”.

 

В первый день работы на Форуме выступили представители ЦБ: заместитель Председателя ЦБ Н. В. Егоров, главный бухгалтер ЦБ Л. И. Гуденко и ее заместитель Н. М. Семенов. Людмила Гуденко, говоря о нововведениях, подчеркнула: “Работая над новым порядком бухгалтерского учета мы постарались, чтобы он отвечал всем международным принципам и стандартам. Исключением, в силу отсутствия полного налогового комплекса, является метод кассового начисления”. При этом она заметила, что по многим вопросам новая учетная политика следует национальным банковским традициям и российской специфике. Центральная часть ее доклада касалась базовых принципов построения нового бухгалтерского учета. Переходный период предположительно продлится с 1 по 5 января 1998 г., а по итогам 1997 г. кредитным организациям предложено предоставить по старым формам с подтверждением аудита два бухгалтерских баланса: по старому (со старыми остатками и старым масштабом цен) и по новому (с новым масштабом цен) планам счетов. Инструкции ЦБ по процедурам составления, округления и представлению данных должны быть направлены банкам до 1 октября. Инструкции ЦБ по составлению отчетности кредитных организаций и учету заключительных оборотов должны быть представлены к 1 ноября.

 

Выступление Николая Егорова в основном касалось реформирования платежной системы России, нацеленного на построение централизованной расчетной системы реального времени. Масштаб и условия решения этой задачи (11 часовых поясов, разветвленная финансовая инфраструктура, большое количество отделений, несовершенная сеть телекоммуникаций и служб технической поддержки) и сроки ее исполнения (3 года) ставят ее в разряд уникальных, среди когда-либо решаемых банками мира. Стоящая проблема  -  плавная интеграция существующих расчетных систем без их остановки  -  ведет к необходимости реформирования инфраструктуры, а именно сокращению части нерентабельных расчетно-кассовых центров и доведению остальных до современного уровня. На первом этапе централизованная схема расчетов будет реализована на уровне Главных управлений ЦБ (их 82), на втором  -  на уровне межрегиональных расчетов через Москву с использованием полностью безбумажной технологии. Для коммерческих банков это означает их включение в безбумажную электронную схему расчетов, схему защиты, строго регламентированную ЦБ и стандартами ФАПСИ, постановку соответствующего внутрибанковского документооборота и интерфейсов к расчетной системе ЦБ. На третьем этапе будет создана полностью централизованная система расчетов с одним федеральным расчетным центром.

 

Реализация этого проекта потребует создания технической инфраструктуры ЦБ и в первую очередь телекоммуникационной сети, начиная от первичных сетей и до собственной системы спутниковой связи и системы управления. Переход на новый план счетов ускорил обновление программно-аппаратного комплекса в системах ЦБ. В 34 регионах в этом году идет модернизация парка вычислительной техники, создается новое поколение приложений, которое в перспективе должно обеспечить внедрение безбумажной технологии расчетной системы реального времени.

 

Дальнейшая работа Форума велась параллельно в трех залах, где проходили выступления и презентации фирм  разработчиков банковских продуктов. Главной темой Форума был, безусловно, переход на новый план счетов, и хотя все компании постарались использовать эти мероприятия, чтобы еще раз привлечь внимание автоматизаторов банков к себе и своим продуктам, именно этот аспект был как предметом подробного изложения и обсуждения со стороны производителей ИБС, так и областью наибольшего интереса собравшихся.

 

В первый день состоялось выступление белорусских коллег, уже имеющих опыт по переходу на новый план счетов (с 1 января 1996 г.) и деноминации. Директор департамента автоматизации и информатизации акционерного коммерческого банка Белбизнесбанк Александр Клименок так в целом охарактеризовал переходный период: “Гораздо больше, чем технических, возникает психологических и экономических проблем. Сложно в кратчайший срок изменить то, к чему банкиры привыкли на протяжении десятилетий”. Он дал ряд практических рекомендаций по подготовке к переходу и работе с новым планом счетов:

 

- в связи с изменением принципов учета средств клиента (переход от отраслевого деления к классификации по виду собствености) необходимо провести инвентаризацию всех активных средств с целью правильного разнесения остатков средств в новом плане счетов;

 

- необходимо как можно раньше получить таблицу перекодировки старых лицевых счетов в новые. Это позволит составить балансовый отчет как в том, так и в другом плане счетов. Очень важно подготовить балансовый отчет до 1 января 1998 г. для всестороннего анализа и выявления ошибок;

 

- следует отдать предпочтение автоматическому способу определения нового номера счета клиента, что позволит исправить ошибки учета в старом плане счетов, а не перетаскивать их в новый. Это особенно актуально для многофилиальных банков, головное отделение которых должно будет проконтролировать переход своих филиалов на новую политику;

 

- целесообразно при переходе сохранить информацию старого аналитического учета (например, данные об отраслевой принадлежности клиента);

 

- ввиду изменения классификации ссудных счетов банкам необходимо провести полную ревизию кредитного портфеля, определить новые номера ссудных счетов;

 

- необходимо оперативно провести уведомление клиентов об их новых счетах;

 

- следует развивать систему счетов нового плана для внутреннего аналитического учета и принятия решений (учет прибылей и доходов, планирование работы и построение бюджета банка и др.).

 

Не все умеют извлекать пользу из чужого опыта, однако принять его к сведению при построении своего плана действий будет не лишним. Продолжение репортажа о Форуме читайте в следующем номере PC Week/RE. 

 

Наталья Шестопалова

Версия для печати