Системы масштаба предприятия
Спустя всего полмесяца после официального открытия представительства в Москве (см. PC Week/RE, № 39/97, с. 1) голландская фирма Baan, известный разработчик систем масштаба предприятия, заключила 15 октября два соглашения: с компанией “Ланит” о сотрудничестве в продвижении продуктов и технологий Baan и с учебным центром “Сетевая академия” этой же компании о предоставлении ему статуса авторизованного приоритетного учебного центра Baan в России.
Роман розенберг, Baan (слева) и Георгий Генс, "Ланит": "Мы, без сомнения , найдем Взаимопонимание"
В соответствии с соглашением “Ланит” получает максимальные полномочия по поставке, инсталляции и техническому обслуживанию продукции Baan и будет рассматриваться ею как основной российский партнер (хотя необязательно единственный).
По словам главы представительства Baan Романа Розенберга, фирма имеет в России небольшую группу партнеров уже около трех лет. И хотя за это время не было заключено ни одного контракта на поставку системы автоматизации деятельности предприятий Baan IV (ранее носившей название Triton), зато проведена “пристрелка на местности”, а теперь, когда рынок созрел для внедрения интегрированных корпоративных информационных систем (КИС), фирма может пойти в насту- пление широким фронтом. Как сообщил г-н Розенберг, сегодня практически (на 70%) достигнуты договоренности о поставке системы
Baan четырем крупным российским предприятиям. Ожидается, что к концу года будет продано более 1000 поименованных лицензий на систему Baan IV на общую сумму 2 млн. долл., а в 1998 г. объем продаж составит не менее 4 млн. долл.
Представители Baan подчеркнули, что внедрение их КИС занимает, как правило, около года и включает три основных этапа: создание модели предприятия, описывающей существующие бизнес-процессы, (это примерно 40% общего времени внедрения), детализация (доводка) модели в подразделениях (еще 30%) и обучение персонала, которому предстоит работать с системой (тоже 30%). Специалисты фирмы утверждают, что внедрение Baan IV необязательно требует предварительного преобразования бизнес-процессов на предприятии (обычно подразумевающегося при работе с системой фирмы SAP). Переход к оптимальным процессам может происходить плавно и постепенно уже во время эксплуатации КИС, обеспечивая при этом эволюционные улучшения.
Baan IV - это клиент-серверная открытая система, которая представляет собой набор бизнес-приложений, состоящий из трех основных элементов: методология и программные средства внедрения Orgware; приложения Интернет; прикладные программы по отдельным функциональным задачам предприятия. Система поддерживает такие направления хозяйственной деятельности, как финансовые операции, сбыт, материально-техническое снабжение, складское хозяйство, производство, транспорт, управление проектом, сервис. Нет в ней только модуля управления кадрами (Human Resources), поскольку, как считают представители Baan, расчет заработной платы - вещь весьма специфическая для каждой страны и нет смысла создавать что-то обобщенное. Лучше интегрировать какой-либо соответствующий местный продукт (как знать, может быть, наступает звездный час для отечественных разработок? Например, для пакета “Кадровик”, входящего в состав “БОСС-Корпорации” фирмы “АйТи” или для “1С:Зарплаты”?). Во всяком случае запланировано интегрировать в систему некоторые продукты фирмы “Ланит” (какие именно, сообщено не было).
По заверениям сотрудников Baan, продукт Baan IV локализован и позволяет работать по правилам российского бухучета (в частности, поддерживает отрицательные проводки). Его в силу открытости можно использовать вместе с любыми другими системами управления промышленными предприятиями, например с R/3 фирмы SAP (такие примеры на Западе встречаются достаточно часто).
Baan IV содержит мощную среду разработки Baan Tools, написанную на языке 4GL, которая позволяет совершенствовать приложения системы.
Разработка модели бизнес-процессов предприятия-заказчика обычно ведется силами партнеров Baan или обученного персонала заказчика. Этим объясняется ключевая роль обучения в продвижении продуктов голландской фирмы. Учебный центр фирмы “Ланит” как раз и будет выполнять эту ответственную миссию. В ее “Сетевой академии” сегодня организованы курсы двух видов - для заказчиков и для разработчиков, которым предстоит работать с Baan IV. Стоимость обучения составляет 200 - 300 долл. в день (в Голландии - до 500 долл.). Предусмотрена возможность обучения на территории заказчика, а также все виды поддержки. К освоению голландской системы уже приступила первая группа клиентов. Можно предположить, что это сотрудники КамАЗа, с которыми фирма Baan сегодня ведет активные переговоры (кстати, около 25% автомобильных заводов мира в управлении производством используют продукт этой фирмы).
Кроме того, подготовлены курсы по изучению продуктов и технологий Baan в Государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Уже в этом году около ста студентов старших курсов и слушатели курсов повышения квалификации из числа руководителей предприятий и предпринимателей пройдут специализацию по продуктам Baan.
Телефон московского представительства фирмы Baan: (095) 935-7171; фирмы “Ланит”: (095) 265-3181.
Елена Монахова