Мультимедиа

 

В настоящее время мультимедийные приложения пользуются все большей и большей популярностью. Естественно, существует и спрос на средства разработки таких приложений. Конечно, можно выбрать какую-нибудь программу известной зарубежной компании-производителя, однако в этом случае нет гарантии, что при разработке приложения вы не встретитесь с какими-нибудь трудностями, например, ваша программа вдруг откажется понимать русские буквы. Поэтому, если появляется программа российской компании, то она вызывает повышенный интерес у разработчиков мультимедийных приложений. К таким программам можно отнести пакет HyperMethod (версия 2.5), созданный компанией Prog.Systems Ai Lab из Санкт-Петербурга.

Так выглядит одно из мультимедиа-приложений, созданных с помощью HyperMethod

 

Как сказано в описании, HyperMethod  -  это пакет инструментальных средств, предназначенный для разработки информационных систем и функционирующий в среде Windows (3.x, 95 и NT). Он позволяет создавать информационные системы любой степени сложности и объема, не прибегая, по словам авторов пакета, к программированию в классическом понимании этого слова. Под информационными системами в данном случае подразумеваются электронные справочники, обучающие системы, базы знаний. Кроме того, с помощью пакета можно публиковать информацию в World Wide Web и выпускать информационную продукцию на CD-ROM, разрабатывать электронные энциклопедии и даже управлять документооборотом в медицине, юриспруденции, образовании и т. д.

 

Пакет инструментальных средств разработки информационных систем (ИС) HyperMethod состоит из нескольких программ, основной из которых является “Монтажный стол”  -  интерактивная среда для дизайна и создания ИС. В состав профессиональной версии пакета также входят программы-ассистенты “Текст-В-Гипертекст” и программа “Проигрыватель”, предназначенная для просмотра созданных приложений. Справедливости ради следует сказать, что знакомиться с возможностями пакета пришлось не по профессиональной, а по демонстрационной версии, поэтому посмотреть, как действуют программы-ассистенты, мне не удалось.

 

Итак, после установки пакета и запуска программы “Монтажный стол” разработчик получает в свое распоряжение инструмент, с помощью которого можно создать мультимедийное приложение практически любой сложности. Основными понятиями, используемыми в HyperMethod, являются кадр и коллекция. Кадр  -  это обычный документ в терминологии Windows, который поддерживает стандартные операции с документами. Каждый кадр имеет свое имя, причем его можно задавать как английскими, так и русскими буквами. За счет использования механизма ссылок несколько кадров могут быть связаны между собой, что дает возможность перехода в созданном мультимедиа-приложении от одного кадра к другому. (Не правда ли, очень похоже на описание HTML-документов, тем более что связи между кадрами иначе называются гипертекстовыми связями?) Связь может быть установлена для любого элемента кадра: фрагмента текста, рисунка или его части, кнопки и др. Совокупность кадров, связанных между собой, называется коллекцией, и именно она составляет получаемую информационную систему.

 

С помощью “Монтажного стола” разработчик вручную, в “классическом стиле”, создает кадры мультимедиа-приложения, устанавливает между ними связи. В результате образуется некая информационная база коллекции, которая потом может быть использована. “Монтажный стол” поддерживает технологию OLE 2.0, благодаря чему можно легко компоновать рисунки, тексты, видео- и аудиофрагменты, не задумываясь об их форматах и совместимости. Пакет позволяет вводить текст, применяя при этом различные шрифты и стили абзацев, экспортировать и импортировать документы в форматах RTF и HTML, вставлять рисунки в форматах BMP, TIFF, GIF и JPEG, преобразовывать изображения и добавлять в документы различные элементы управления.

 

Для повышения гибкости создаваемой информационной системы в ней можно с помощью специального языка скриптов описать реакцию того или иного объекта коллекции на события, происходящие при работе пользователя с коллекцией. При программировании на этом языке могут использоваться циклы, операторы условных и безусловных переходов, функции и процедуры работы с объектами.

 

Конечно, прочитав статью, трудно судить о тех результатах, которых можно добиться при работе с пакетом HyperMethod,  -  их надо видеть самому. Я не буду описывать процесс создания своего приложения, скажу лишь, что если следовать описанию, то он не так уж и сложен  -  надо лишь точно знать, что ты хочешь получить, а как это сделать, рассказано в книге.

 

Среди примеров приложений, которые поставляются вместе с пакетом, есть мультимедиа-энциклопедия, электронный справочник, каталог продукции, обучающая система и некоторые другие, даже справочная система по типу Windows Help. Все это можно просмотреть с помощью программы “Проигрыватель”, которая также поставляется на компакт-диске.

 

О достоинствах программы можно рассказывать много, но их все-таки лучше видеть, поэтому я остановлюсь на том, что меня “приятно” удивило в этой программе.

 

После запуска программы установки и появления красивой заставки довольно долго (примерно секунд 30) на экран ничего не выводится, но в конце концов появляется текст, приглашающий выбрать тип установки  -  демоверсия или примеры приложений, причем выбрать и то и другое одновременно нельзя.

 

Следующее, о чем следует сказать, это форматирование текста. Текст вводится в простом окне, причем разработчик может изменить как сам шрифт и его параметры, так и стиль абзаца (параграфа). Да вот только одна незадача  -  для абзаца можно задать отступ по левому и правому краю (в сантиметрах), но где эти границы расположены на экране, увидеть нельзя  -  ну нет их в окне, и все тут+

 

Самое “интересное” при работе с “Монтажным столом” происходит, когда вы используете русские буквы в названиях кадров и закладках. Например, создавая собственную простую коллекцию, при сохранении я выбрал для кадра название “Кадр 1”, и именно так оно было записано в списке последних использованных файлов. Каково же было мое удивление, когда после повторного открытия этого кадра в заголовке открывшегося окна появилось непонятное “ЕАДD 1”. Самое поразительное, что это было не только в моем приложении, но и во всех примерах на диске, такой же казус происходил и при создании закладок. Как оказалось, ошибка заключается в том, что эти элементы, набранные русскими буквами, запоминаются почему-то в кодировке MS-DOS (CP-866), а не Windows (CP-1251).

 

В работе “Монтажного стола” и его оформлении есть и другие недостатки, но дело, конечно, не в них, а в результате, которого можно добиться с помощью этой программы. А результат, надо сказать, получается довольно хороший.

 

Если говорить о программе “Проигрыватель”, то и в ней имеются недочеты, снижающие качество просмотра полученных приложений. И самым серьезным является то, что при просмотре большинства примеров приложений любой щелчок мышью в произвольном месте экрана, не являющемся ссылкой, вызывает перерисовку всего экрана, что приводит к мерцанию изображения. А это, конечно, не облегчает его восприятие.

 

И последнее, о чем хочется сказать: конечно, можно запускать 16-разрядное приложение в Windows 95 и Windows NT, но мне кажется, если сделать для этих систем 32-разрядную версию программы, то работать она будет быстрее, да и диалоговые окна будут выглядеть гораздо привлекательнее.

 

Однако все это  -  досадные мелочи, которые не портят впечатление от хорошего в целом пакета. Хотелось бы думать, что это  -  недостатки демоверсии, которые в окончательном варианте полностью устранены.            

 

Алексей Роговцев

Версия для печати