Срочно требуется замена слову ”документ”
“Документ - это носитель знаний, документ - это кровь организации”. Не приходится удивляться тому, что докладчик - Кейт Дэвидсон, президент Xplor International - так налегал на важность процесса создания документов и их оборота в современной компании, активно работающей со знаниями. Ведь ассоциация Xplor была создана специально для популяризации систем обработки документов. А конференция Empower’97, на которой он выступал, была организована компанией Delphi Group, чья консультационная практика разрослась именно благодаря большому опыту ее специалистов по управлению документами.
Впрочем, его замечание о том, что по движению документов можно проследить каждое ответвление иерархической структуры, совершенно верно. Наблюдая за циклом утверждения документа, размышляя, почему одни бумаги продвигаются вперед, а другие лежат неподвижно, анализируя ограничения на доступ к документам, можно составить гораздо более полное представление о работе компании, чем по любой организационной схеме.
В фольклоре специалистов по ИТ бытует множество потрясающих историй, покрытых запекшейся кровью молодых менеджеров, которые верили, что неуклюжую, переполненную дублированной информацией схему бумажного документооборота легко заменить безбумажной системой. Что нам стоит, полагали они, нарисовать схему движения потоков документов, заменить существующие формы их электронными версиями и - вуаля, с бумагой покончено, компания сэкономила кучу денег, а менеджеру ИТ остается только сидеть и собирать статистику о производительности труда.
Конечно, все у них выходило совсем не так. Процесс отнимал значительно больше времени, чем они могли себе представить, сотрудники с негодованием отвергали всякие попытки формализовать их труд и измерить его производительность, а в некоторых случаях “отслеживание” бумаги на утверждении и в самом деле оказывалось значительно продуктивнее ее быстрого продвижения по цепочке.
Еще более важно фундаментальное изменение самого понятия документа. Internet и Web переопределяют данный термин, так же как они наполнили новым смыслом понятие “корпоративные вычисления” - сотрудники все чаще видят вычислительные системы своих компаний через корпоративный Web-узел, а не через наполненный пиктограммками Рабочий стол Windows. “Документы” на Web-узлах представляют собой динамические страницы, генерируемые специально для каждого конкретного пользователя. Такой документ существует в один-единственный момент времени и для одного-единственного человека.
Специалисты корпораций Microsoft, Lotus и Netscape уже осознали эту перемену и занимаются теперь переосмыслением ассортимента своей продукции с точки зрения браузер-центрической структуры организации вычислений вместо распространенных ранее документо- и файл-центрических структур. Больше всех в случае недостаточно оперативной реакции может потерять Microsoft со своим гигантским генератором доходов - пакетом Office. А Lotus и Netscape могут много приобрести, максимально ускорив перевод бизнес-функций на Web-центрическую архитектуру вычислений.
Терминология из области управления документами все больше превращается в пароль, открывающий перед человеком все двери. Внимательно наблюдая за ее развитием, я заметил, что все консультанты и эксперты несколько напрягаются, подбирая слова, когда говорят о Web-центрическом предприятии.
Возможный термин “Web-администрирование” пробуждает слишком живые воспоминания о ночных сменах, отработанных в надежде во что бы то ни стало обеспечить бесперебойную работу сервера. А “управление знаниями” звучит слишком претенциозно. Может быть, вы поможете мне подобрать более подходящую терминологию для Web-центрического предприятия?
У вас есть комментарии? Свяжитесь с Эриком Ландквистом по адресу: eric_lundquist@zd.com.
Эрик Лaндквист