“Открытые системы” на фоне русского поля

 

Конец октября в Нижнем ознаменовался не только первым снегом, но и целым рядом событий в мире компьютерном, происходивших (ну прямо как выставки в Москве) одновременно. В здании городской администрации, например, работала четвертая международная конференция “Развитие и применение открытых систем” (РАПРОС-97). Что порадовало? Депутат Госдумы, ведающий информационной безопасностью,  -  он был фантастически многословен, ответ на один из вопросов начал со слов: “Государство в лице меня”. Порадовал один из “оборонщиков”, сказавший: “Книга не перевернула мир, а только усложнила его, неужели же Интернет перевернет мир?”. Но более всего порадовало то, что слова, которыми еще вчера щеголяли специалисты, сегодня уверенно произносят с трибуны высокие региональные чиновники: “единое информационное пространство области”, “сети передачи данных”, “информатизация промышленности  -  основа ее подъема” и даже “наше информационное поле” (почему-то вспомнилось: “Поле, русское поле, светит луна или падает снег...”).

 

Очевидно, многие уже понимают, что следование принципам открытых систем  -  хорошая основа для объективного проведения тендеров, позволяющая минимизировать потери, защитить инвестиции при смене поколений техники, “вживлении” в систему новых машин, программ и т. п. Специалисты считают, что и экономия будет существенная, и защита отечественного рынка от западной некондиции (смешно думать, что нам везут то, что хорошо раскупается на Западе).

 

А вам-то лично какое дело до открытых систем?

 

Понятие “открытые системы” для меня лично  -  это, прежде всего, отрицание революций, это умение выживать, жить и развиваться, не разрушая “до основанья” все, что было сделано. Открытость систем  -  это не анархия вседозволенности и не общедоступность, не программно-аппаратный “зоопарк” и не игра без правил. Среда открытых систем не просто обеспечивает сочетание трех качеств  -  мобильности, интероперабельности и масштабируемости, она строится на базе согласованных и развивающихся промышленных стандартов (поскольку стандарты в рыночной экономике имеют рекомендательный характер, их эффективность и долгоживучесть определяются механизмом, с помощью которого они достигнуты). Один ученый предложил такую метафору “открытой системы”: “Сел в ворованную машину и поехал (а если тормоз будет слева  -  далеко не уедешь)”.

 

Короче говоря, открытые системы  -  удел не любителей, а профессионалов. Первый проректор Нижегородского госуниверситета профессор Роман Стронгин заметил, что даже великий бегун не может показать скорость более 40 км/час  -  чтобы увеличить скорость на порядок, нужен самолет, но самолеты создаются отраслями, технологиями, а не отдельными личностями. Руководитель Центра информационных технологий МГУ докт. техн. наук Сергей Кузнецов сказал: “Мы поумнели. Лет 10 назад мы считали, что вся тематика открытых систем исчерпывается мобильными операционными системами (замечу в скобках, что сегодня многие склонны отождествлять открытые системы и Интернет.  -  И. А.). Сейчас стало ясно, что это не технический, а более общий вопрос, понимать который очень важно лицам, принимающим решения. Это не дань моде, не уважение к Западу, это то, что требуется здесь и сейчас. Самое ужасное  -  привязка к одному поставщику (как бы он ни назывался  -  DEC, Microsoft или как-то еще). Открытые системы  -  это независимость от операционной среды, информационной среды, и даже мир СУБД может быть открытым”.

 

Термина еще не было, а системы-то у нас уже были

 

Академик Анатолий Савин (Центральный НИИ “Комета”, г. Москва) говорил не о концепциях, а о реально работающих глобальных информационных системах, обеспечивающих исследование океанских просторов, сдерживание и предотвращение ядерных войн, решение экологических задач:

 

“В 60-х годах, когда наши разработки начинались, уровень техники, программирования и моделирования был таков, что сразу было ясно: наши решения должны иметь большой запас прочности, спасающий от необходимости каждый раз при появлении новых датчиков или вычислительных средств начинать все заново. Огромная стоимость наших систем просто не позволяла ориентироваться на "требования дня". Тогда не употреблялся термин "открытые системы", но фактически мы вынуждены были проектировать системы открытой архитектуры (выделив несколько категорий  -  измерительные элементы, исполнительные элементы, информационная часть).

 

Развивалась технология, постоянно изменялись требования заказчиков, но модификация и усовершенствования не должны были прерывать процесс эксплуатации системы (в реальном времени!). При этом нам удалось добиться того, что на модификацию тратилось в 15 - 20 раз меньше средств, чем на саму разработку. А требования были крайне жесткими: каждые несколько секунд поступает новый кадр (а это мегабайты информации) и нельзя ни пропустить то, что ищешь, ни ложную тревогу объявить. При вводе в систему новых элементов старые продолжали работать параллельно, а потом происходило переключение на новые рельсы. Вот вам и принцип сохранения инвестиций”.

 

А вы внедряли электронную почту на селе?

 

Директор Нижегородского территориального центра информатизации Михаил Коников:

 

“Готовя областную программу информатизации, мы руководствовались собственным опытом и здравым смыслом, но сейчас выясняется, что наш проект в целом соответствует основным принципам открытых систем. Без этого соответствия не удалось бы наладить совместную работу многих организаций (а мы на такую работу просто обречены). Мы многое сделали для того, чтобы понятие "электронная почта" вошло в повседневную жизнь районов области, при этом процентов 80 трудозатрат у нас ушло не на поставку и наладку программно-аппаратных средств, а на то, чтобы заставить людей эту электронную почту использовать в реальной работе. Ежедневно на нашем сервере "Инфорис" фиксируется несколько тысяч обращений, прежде всего по вопросам российского законодательства. Сейчас мы активно работаем над проектом создания официального сервера Нижнего Новгорода и области, благодаря этому более открытой сможет стать сама региональная власть. Кстати, нынешняя конференция полноценно отражена в Интернет, можете посмотреть наш сервер”.

 

Пройдем ли мы через “ушко Зингера”?

 

Профессор Александр Олейников, зам. председателя Совета по автоматизации научных исследований Российской академии наук:

 

“На первых наших конференциях было "засилье" академической и вузовской науки, теперь подключились государственные структуры, представители западных фирм. Расширяется тематика, но в целом возникают "ножницы": если в мире в это дело вкладываются огромные средства, то у нас продвижение слабенькое, очень мало новых людей (может быть, потому, что командировки дорожают). Кроме того, если раньше мы были вообще оторваны от мирового процесса стандартизации, с опозданием на год получая какие-то бумаги, то сегодня, благодаря Интернет, по крайней мере, отслеживаем, что происходит. Мы стараемся афишировать случаи удачного применения принципов открытых систем: в том же Центробанке, например, все делалось "по науке"  -  был построен профиль (система согласованных стандартов) информационных технологий банковского дела (кстати, Интернет в Центробанке вообще запрещена, есть лишь один сервер, собирающий информацию).

 

Мы ищем и будем искать новые формы работы. Такие, к примеру, как инициатива по созданию добровольных объединений по стандартизации  -  у нас подобных не было (был лишь Госстандарт), ибо не было рыночной экономики. Зингер запатентовал размещение ушка в остром конце иглы и, как оказалось, застолбил все швейное "поле". Если нам удастся пробить через закон требование, чтобы в ТЗ на разработку систем (хотя бы тех, которые создаются за бюджетные деньги) записывалось требование на соответствие стандартам открытых систем, может быть, это сыграет роль "зингеровского ушка".

 

Наступила эпоха гетерогенных вычислительных систем, ибо спектр проблем велик и каждому классу задач соответствуют свои вычислительные средства. Телекоммуникационные системы все в большей мере становятся цифровыми и интеллектуальными. Интеграция вычислительных и коммуникационных систем требует своей технологии, это и есть технология открытых систем. В Казани и Петрозаводске (там проводились наши предыдущие конференции) уже появились Центры открытых систем, надеюсь, появится такой Центр и в Нижнем. Если в Нижнем, учитывая инициативу, которую проявили местные специалисты в лице М. М. Коникова, удастся создать пилотную образцовую информационную систему, построенную на принципах открытых систем, в масштабах области, мы сможем ее мультиплицировать и вывести на федеральный уровень”.

 

Игорь Альтшулер

 

С обозревателем PC Week/RE Игорем Альтшулером можно связаться по адресу: altsh@kis.ru.

Версия для печати