КОЛОНКА РЕДАКТОРА

 

Номер, который вы держите в руках, знаменателен тем, что в нем мы анонсируем новую рубрику, вообще-то весьма далекую от информационных технологий. И название-то у нее не очень оригинальное  -  “Менеджмент”. “Ну и зачем?”  -  спросите вы. “Пришла пора”,  -  ответим мы и, думается, будем правы, мотивируя свое решение следующими рассуждениями.

 

Сегодня проблемы управления все отчетливее выдвигаются на первый план, особенно когда дело доходит до автоматизации средних и крупных предприятий. В этом нас убедили мнения пользователей, разработчиков, бизнес-аналитиков, так или иначе связанных с внедрением корпоративных информационных систем (КИС). Беседы на круглом столе, которые мы положили в основу серии публикаций “КИС’кин дом”, заставили серьезнее присмотреться к состоянию дел в области управления. В отсутствие профессионально поставленного менеджмента трудно решить, на что “класть” КИС, какой бы замечательной она ни была. А этот самый менеджмент, как ни печально, на большинстве российских предприятий хромает на обе ноги.

 

Новая рубрика предназначена для руководителей предприятий, реально управляющих своими организациями и кровно заинтересованных в развитии бизнеса. В ней мы постараемся обозначить некоторые ориентиры, позволяющие построить стратегию развития бизнеса предприятиям различной формы собственности и увязать ее со стратегией в области ИТ. Слишком много мы на себя, конечно, брать не будем: глубоко влезать в проблемы управления  -  дело специалистов. Наша задача  -  помочь руководителям выбрать правильный курс, своевременно получить консультацию и квалифицированную поддержку.

 

Рубрика “Менеджмент” будет появляться не каждую неделю, а примерно через два номера на третий. Нам бы хотелось, чтобы читатели своими письмами помогли сделать ее максимально полезной, информативной. А в нужности такого начинания мы уже не сомневаемся.

 

Не удивляйтесь, что мы начинаем рубрику с публикации материала, посвященного усовершенствованию западных стандартов управления производством, что для сегодняшней России, пожалуй, покажется делом фантастическим и совершенно неприменимым. Но ведь нельзя же все время смотреть только под ноги. Может быть, своевременное изучение передового опыта поможет новому энергичному руководству акционировавшихся предприятий где-то “срезать угол”, вовремя перестроив бизнес-процессы, а не тащиться уныло в хвосте, печально констатируя значительное отставание от мирового прогресса.

 

Итак, чем дышит Запад сегодня? Там, оказывается, озабочены поиском новых управленческих парадигм, способствующих организации гибкого производства, способного быстро реагировать на меняющиеся потребности потребителей.

 

Производители прошлого десятилетия в первую очередь фокусировали свое внимание на улучшении качества продукта и уменьшении его стоимости. В 1980 г. жесткая конкурентная борьба развернулась вокруг производства без брака и поставок “точно в срок”, а ее усиление заставило искать новые решения для улучшения и ускорения производственного процесса. Ученые находили эти решения, совершенствуя методологии MRP (Material Requirements Planning  -  планирование потребностей в материалах) и ERP (Enterprise Resource Planning  -  планирование ресурсов предприятия), десятилетиями служащие верой и правдой для построения автоматизированных систем управления производством (мы уже писали об этих концепциях в PC Week/RE, № 20/97, с. 44)

 

Долговечность методологии ERP объяснима  -  ее использование сокращает ошибки, уменьшает число ненужных операций, позволяет прогнозировать и планировать, способствует значительному сокращению издержек и улучшает процесс производства. Но время требует расширения этой концепции.

 

Сегодня одна лишь производственная эффективность не определяет успех на рынке, качество в большинстве случаев достигнуто, а ценовое преимущество исчезает.

 

Выбор покупателей уже определяется другими факторами: они ищут товары, которые удовлетворяют их специфическим требованиям.

 

Новые предпочтения требуют новых решений. Главная задача производителей следующего десятилетия заключается в том, чтобы с прибылью для себя уметь предоставлять широкий выбор товаров, которые смогут изменяться так же быстро, как и предпочтения покупателей. Настало время пересмотреть уже ставшие привычными концепции ERP.

 

Потребовались новые инструменты. Как считают зарубежные ученые, новая модель бизнеса CSRP (Customer Synchronized Resource Planning)  -  планирование ресурсов, синхронизированное с потребностями покупателей  -  будет в ближайшие годы определять деятельность предприятий по созданию продуктов потребления и позволит совместить индивидуальные покупательские предпочтения с системой планирования и с производственными процессами. Ей и посвящен первый материал нашей новой рубрики “Менеджмент” на с. 62.

 

Елена Монахова

 

К автору можно обратиться по адресу: monah@pcweek.ru.

Версия для печати