30 октября фирма DPI провела пресс-конференцию, посвященную итогам первого года своей деятельности в роли официального представителя компании Apple Computer в России (Independent Marketing Company, IMC). На этой встрече были также объявлены предварительные результаты работы DPI за 1997 г. и планы развития на ближайшее время.
По мнению руководителей компании, в целом прошедший с момента заключения соглашения с Apple год был весьма успешен: ее оборот вырос в 2,1 раза, поставленные цели достигнуты. Однако не имея абсолютных показателей, оценить эти достижения довольно сложно. Тем более что, как подчеркнул генеральный директор DPI Евгений Бутман, после того как “...предыдущая IMC прекратила работу еще в июне 1996 г., мы вынуждены были начинать практически с нуля”. (Это, конечно, некоторое преувеличение. Сам Евгений Бутман и многие его коллеги начали заниматься продвижением продукции Apple с момента появления ее на российском рынке в 1991 г., еще работая в фирме “Интермикро”.) Однако можно вспомнить, что год назад в качестве плановых показателей на 1997 г. называлась сумма оборота в 25 - 30 млн. долл.
Следует напомнить, что деятельность Apple Computer в России складывалась очень непросто. За шесть лет она сменила уже несколько партнеров. Разрыв с предпоследним региональным представителем, компанией C.I.S., в июле прошлого года носил просто скандальный характер с угрозами подачи в суд со стороны Apple за нарушение договорных обязательств. Нужно заметить, что региональная политика Apple во всем мире строится по весьма жесткой схеме, подразумевающей создание представительства, управляемого из центра, которое тем не менее не является формальным филиалом Apple и несет полную ответственность за свою финансовую деятельность.
В августе 1996 г. (см. PC Week/RE, № 36/96, с. 1), когда компания DPI получила статус эксклюзивного дистрибьютора Apple (тогда в этом проекте так же активно участвовала фирма “Терем”), бизнес Apple в России переживал очередной кризис. Руководство DPI своей главной задачей в тот момент считало восстановление репутации Apple в глазах российских пользователей и репутации России в глазах Apple. Оценивая этот проект, его участники и независимые эксперты подчеркивали, что, скорее всего, для Apple это был последний шанс удержать свои позиции в России. Как отметил Евгений Бутман, “...если бы проект провалился, то понадобилось бы еще несколько лет, чтобы Apple хотя бы задумалась, стоит ли работать в России”.
Однако, судя по оптимистичному отчету DPI, развитие сотрудничества было весьма успешным. Уже в апреле 1997 г. между Apple и DPI было заключено полномасштабное IMC-соглашение, после чего началась рекламная кампания в компьютерной прессе и было разработано несколько специальных маркетинговых программ, в том числе по поддержке крупных проектов. В течение последнего года наблюдался непрерывный рост продаж Apple в России (наша страна вышла на первое место в Восточной и Центральной Европе среди IMC), число дилеров DPI выросло на 60%, из них региональных - почти в два раза; реализован ряд серьезных проектов на платформе Apple.
В настоящее время особое внимание уделяется сервисной поддержке и консультированию пользователей. По мнению руководства DPI, основную роль на этом поприще предстоит сыграть реорганизованному сервис-центру фирмы, в состав которого в октябре 1997 г. вошел сервис-центр компании “Интермикро”.
Стабильность развития DPI в значительной степени зависит от положения Apple, которая по-прежнему остается одним из технологических лидеров мировой компьютерной индустрии. Преобразования, проводимые основателем и нынешним временным руководителем компании Стивом Джобсом, добавляют пользователям Macintosh уверенности в перспективах развития платформы, которая ориентируется на традиционные для Apple рынки - редакционно-издательские системы и образование - и имеет прочные позиции в Internet.
В нынешнем году Apple выпустила целый ряд новых компьютеров - настольных, портативных и карманных. Однако, наверное, еще важнее было появление три месяца назад операционной системы MacOS 8.0, которая, по мнению Apple, вернула компании технологическое преимущество перед Windows-машинами. По заявлению Андрея Турова, директора по маркетингу компании DPI, сейчас заканчивается бета-тестирование русской версии MacOS 8.0, а появиться она должна уже в ноябре.
Для оптимизма руководство DPI имеет, вероятно, некоторые основания, но все же следует отметить, что дела Apple в компьютерной индустрии в целом обстоят не очень хорошо и ее рейтинг пока невысок. Несмотря на инвестиции в виде приобретения корпорацией Microsoft части акций Apple в августе нынешнего года, итоги финансовой деятельности в III квартале пока не выглядят очень радостными.
Однако здесь нужно подчеркнуть, что DPI в первую очередь позиционирует себя как дистрибьютора, работающего в сфере настольных издательских систем. Кроме Apple, играющей главную роль в деятельности компании, DPI работает еще с целым рядом поставщиков и с некоторыми из них имеет эксклюзивные дистрибьюторские соглашения (Radius, QMS, Wacom, Dayna Communications, StreamLogic, Asante, LaCie).
Принципы сегодняшних отношений с Apple серьезно отличаются от той схемы, по которой IMC работали два года назад: DPI имеет полное право работать и с другими производителями, правда, за исключением прямых конкурентов, поддерживающих платформу Wintel. На пресс-конференции особо подчеркивалось успешное продвижение в России профессиональных принтеров компании QMS, мониторов и графических плат Radius, а также графических планшетов Wacom (последние в основном распространяются среди частных пользователей и в сфере малого бизнеса). В 1997 г. DPI заключила еще четыре дистрибьюторских соглашения с фирмами Helios (сетевое оборудование), Adobe (ПО для издательских систем), Luminous (ПО для цветоделения) и Claris (дочерняя компания Apple).
В октябре в состав учредителей компании DPI вошла госпожа Эстер Дайсон, человек, весьма известный не только как журналист (она входит в первую полусотню наиболее авторитетных журналистов США), но и как эксперт, работающий на фондовом рынке компьютерных компаний. Разумеется, количество акций, приобретенных г-жой Дайсон, не называется, но сам факт ее участия в деятельности российской компании представляется весьма знаменательным.
Телефон компании DPI: (095) 956-3974.
Андрей Колесов