Об электронных кошельках уже говорено немало. Новый этап в их распространении открывает намерение ряда отечественных компаний (в первую очередь ОАО “Лукойл”) создать в России единое карточное пространство для расчетов за топливо. Так, 18 ноября было объявлено о завершении пилотного проекта по созданию системы безналичных расчетов за топливо на фирменных автозаправочных станциях ОАО “Лукойл”, в котором принимают участие “Лукойл”, банк “Империал”, фирма “АйТи” и процессинговая компания “ЛИКард” (“Лукойл-Империал-Кард”). Системы, развернутые в Перми и Волгограде, подтвердили жизнеспособность проекта, который “Лукойл” намерена впоследствии распространить на всю страну. С начала 1998 г. должно начаться широкомасштабное внедрение электронно-денежного обращения “Лукойл-Империал” на АЗС Москвы и Московской области (сегодня в этом регионе действует шесть фирменных АЗС и “Лукойл”, а к 2000 г. их число должно увеличиться до 50).

Вагит Шарифов, “Лукойл” (слева): “Наши топливные карты позволят приобретать нефтепродукты со скидкой 3-7%”

 

Рассматриваемая система безналичных расчетов, базирующаяся на микропроцессорных пластиковых картах (смарт-картах), создается в последние два года фирмой “Лукойл” и банком “Империал”, для чего, в частности, в 1996 г. была учреждена процессинговая компания “ЛИКард”. В ее функции входит обслуживание и развитие системы, основанной на технологии SmartCity фирмы “АйТи”, которая обеспечивает высокую степень защиты данных и возможность работы платежных терминалов в офлайновом режиме (без соединения с процессинговым центром). “АйТи” в качестве технологического партнера была выбрана для участия в этом проекте из четырех претендентов в результате тендера (в то время как компания ИВК выиграла тендер на поставку карточек).

 

Платежная система “Лукойл-Империал”, в которой сегодня циркулирует около 6000 смарт-карт, охватывает почти 100 фирменных АЗС “Лукойл” (из 800 находящихся у нее на балансе) в семи регионах России и в первую очередь внедряется на стратегически важной для нефтяной компании трассе Москва  -  Волгоград  -  Астрахань  -  Баку. В 1998 г. планируется распространить ее уже на 20 регионов России (в частности, на Нижегородскую, Смоленскую, Владимирскую и другие области) и охватить трассы Москва  -  Самара  -  Уфа  -  Челябинск  -  Тюмень  -  Тобольск, Москва  -  Минск  -  Брест, а также семь стран ближнего зарубежья.

 

Возводя новые автозаправочные станции с полным комплексом услуг (каждая из которых стоит около 1 млн. долл. и окупается примерно за 2,5 года), ОАО “Лукойл” стремится ускорить оборачиваемость своих средств. И первые результаты уже налицо: в 1997 г. оборот АЗС, охваченных электронно-денежной системой, составляет более 200 млрд. руб. ежемесячно, что позволило “Лукойлу” ускорить возврат вложенных средств  -  если в 1996 г. за 9 мес. возвращалось только 82%, то в 1997 г.  -  уже 93,5%.

 

Замахиваясь на глобальное распространение системы безналичных расчетов за топливо, компания “ЛИКард” планирует заключить договора со всеми крупнейшими эмитентами карт, действующими в России (например, с Visa International), и предпринять усилия для сближения двух различных систем, основанных на магнитных и смарт-карточных технологиях. Кроме того, “Лукойл” намерена охватить системой не только собственные АЗС, но и станции других нефтяных компаний и сделать топливную карту “Лукойл-Империал” общенациональной.

 

Телефон ОАО “Лукойл”: (095) 281-9777, фирмы “АйТи”: (095) 127-9010.

Версия для печати