КИС’кин дом

 

Сага о корпоративных информационных   системах и их пользователях

 

Том 1. Часть 6, заключительная

 

Как быстро бежит время. Еще несколько лет назад специалисты радовались едва ли не любой программе, способной хоть частично механизировать рутинные элементы их труда. Потом речь зашла об автоматизации как процессе, охватывающем несколько рабочих мест, сегодня мы говорим уже об информатизации как одном из важных инструментов управления предприятием, управления бизнесом. Ставшее классическим выражение руководителей  -  “проблемы будем решать по мере их возникновения”  -  сегодня совершенно не соответствует темпам развития бизнеса. Решать вопросы лучше заранее, предугадывая те “ямы”, в которые следует “соломки постелить”. А для этого нужна подробная и точная оперативная информация  -  она-то и позволяет управлять, т. е. действовать со знанием дела.

 

Может быть, именно это ключевое слово  -  “управление”  -  объединило интересы высших руководителей предприятий (вынужденных в эпоху перемен осваивать новый инструментарий), консультантов (доселе нередко ограничивавшихся рецептами на базе собственного опыта и здравого смысла) и разработчиков КИС (только приобретающих опыт общения с первыми лицами и учеными-консультантами). Даже язык, на котором сегодня изъясняются разработчики КИС, уже сильно отличается от языка классических программистов  -  в нем начинают звучать такие слова, как “миссия”, “цель”, “барьеры между подразделениями”, “сохранение инвестиций”. Как говорится, совсем другой разговор. А в речи консультантов и менеджеров все чаще мелькает слово “информация” с многочисленными прилагательными (полная, достоверная, оперативная, структурированная, скомпонованная, отфильтрованная, консолидированная и т. д.), получить которую все намереваются, конечно же, из корпоративной ИС.

 

Разговор о пяти дверях

 

По мнению Вячеслава Кондратьева (фирма БИГ), в КИС’кин дом ведут четыре двери. Одна  -  со стороны консультанта по управлению. Его задача  -  “поставить” менеджмент компании, сделать его эффективным, а потом сказать: “Для того чтобы менеджмент стал еще более эффективным, нужна автоматизация” и помочь найти подходящих партнеров. Еще два года назад в эту дверь никто не входил, поскольку самостоятельной сферы управленческого консалтинга в стране не было.

 

Вторая дверь  -  со стороны разработчиков прикладного ПО, третья  -  со стороны системных интеграторов, а четвертая  -  со стороны топ-менеджеров. (От себя добавим, что есть еще одна, потайная, дверь  -  со стороны служб АСУ предприятий.)

 

Большинству разработчиков прикладных информационных систем приходится сегодня переосмысливать свои прежние концепции по той причине, что они пришли на рынок КИС от систем бухгалтерского учета, а управленческая система очень сильно отличается от бухгалтерской.

 

Кроме того, в старые концепции уже вложено слишком много ресурсов (денежных и временных), чтобы можно было легко от них отказаться. А найти инвестиции, чтобы с нуля создать новую модель, не так-то просто. Вот и пытаются разработчики уговорить рынок, что бухгалтерские системы годятся в том числе и для управленческих задач.

 

Для успешного внедрения КИС, подчеркивает г-н Кондратьев (и мы абсолютно солидарны с ним), разработчики прикладных систем должны сегодня непременно кооперироваться с консультантами. Универсалов, которые владеют и управленческим консультированием, и информационными технологиями, в стране можно пересчитать по пальцам. Так и во всем мире принято: одни разрабатывают прикладное ПО, а другие ставят менеджмент и продвигают это ПО.

 

Системных интеграторов привела к заветной двери своя дорога: если раньше они довольствовались комплексными продажами оборудования и ПО, то заметно снизившаяся в последнее время рентабельность этого занятия заставила их искать что-то новое, более прибыльное, на что есть рыночный спрос. Заказчику тоже стало мало разрозненных технических и программных средств, ему понадобились инструменты для реального увеличения прибылей. Вот и провозгласили наиболее дальновидные из системных интеграторов о своей готовности разрабатывать и поставлять КИС.

 

В четвертую дверь должны гордо войти директора предприятий. Первичный передел собственности сегодня завершается, капиталы накапливаются, нужно уметь зарабатывать деньги “в узких (по величине прибыли) коридорах”  -  значит, хорошо бы иметь комплект инструментов для хождения по этим узким коридорам. На менеджеров (а их в стране несколько миллионов человек) давит уже не Минфин, а рынок, и требует от них знаний менеджмента, прикладных систем, новых технологий. И умения видеть предприятие как единую систему, а не совокупность отдельных процессов и операций.

 

Потайная дверь КИС’киного дома, через которую снуют туда-сюда сотрудники служб АСУ,  -  без сомнения, самая посещаемая. На их плечи в подавляющем большинстве случаев как раз и ложится ответственность за успешность разработки и внедрения КИС. И сколько бы мы, обозреватели, ни ссылались на западный опыт и на профессионализм аналитиков, разработчиков, системных интеграторов, сколько бы ни убеждали в нецелесообразности такой расстановки сил, начальник службы АСУ на российских предприятиях продолжает оставаться фигурой, единолично отвечающей за конечный результат.

 

Призрак  бродит  по  России.  Призрак  КИС...

 

Итак, около КИС’киного дома скопилось немало страждущих. И каждый норовит попасть в него через свою дверь. Да право же, построен ли он где-нибудь хотя бы как образец для подражания? Мы пока не видели. Похоже, это скорее притягательный мираж, как видение оазиса в пустыне. Однако все уже научились красноречиво рассуждать о достоинствах КИС, и само по себе это тоже неплохо. Особенно когда свою просвещенность демонстрируют заказчики.

 

“Для нынешнего мирового уровня развития ИТ проблематика КИС достаточно нова, и поэтому в этой области не сложилось четких стандартов и технологий,  -  высказывает свое мнение один из вологодских банкиров.  -  Само определение КИС довольно расплывчато. Я считаю, что коренным отличительным свойством настоящей КИС является ее неразрывность с бизнесом. Только реальное дело (практическая производственная деятельность) является отправной точкой и финишной чертой для любой автоматизации. Основное требование при этом  -  обеспечить ее перспективный характер. КИС должна не просто базироваться на существующих технологиях ведения бизнеса, но непременно оптимизировать их (осуществлять реинжиниринг бизнес-процессов) и приучать пользователей работать по-новому.

 

Другим обязательным свойством КИС,  -  продолжает наш собеседник,  -  является ее интегральный характер. Все  -  рядовые служащие (клерки, операторы, кладовщики), среднее звено персонала (эксперты, производственники, сбытовики) и высший руководящий состав  -  должны уметь работать с КИС и получать из нее необходимую корпоративную информацию. Причем в большей степени КИС должна комплексно решать задачу правильного управления предприятием и обеспечения руководителей актуальной информацией”.

 

Возможно, где-то в нашей необъятной стране и существуют единичные информационные системы, реально достойные звания корпоративных. Может быть, это КИС Братского алюминиевого завода (см. PC Week/RE, № 46/97, с. 52), может быть,  -  Сыктывкарского завода “Комитекс” (см. PC Week/RE, № 45/97, с. 66), может быть... Будем, однако, объективны. Пока мы всего лишь слышим шум ветра и шелест листьев. Гроза разразится позже. Просто есть смысл приготовиться к ней заранее.

 

Правила  хорошего  тона  при  построении  КИС

 

Не стройте самолеты сами. Даже самый крупный начальник, желающий куда-нибудь полететь, приобретает билет, арендует (или даже покупает) самолет, но только не начинает строить его силами своих специалистов. КИС  -  вещь очень сложная (в каком-то смысле сравнимая с современным самолетом), требующая тонкой балансировки, учета множества противоречивых факторов как при проектировании, так и при внедрении, и решить проблему ее создания кавалерийскими наскоками не удастся.

 

Автоматизация среднего (от 500 до 3 тыс. сотрудников) или крупного (более 3 тыс. сотрудников) предприятия, имеющего не менее трех уровней управления, включающего территориально удаленные подразделения, понимается как создание единого, оперативно контролируемого информационного пространства. Эта задача требует инвестиций, опыта, целой гаммы технологий и инструментов и определенной последовательности в действиях.

 

Чем крупнее предприятие, тем дороже обходится неэффективное управление. И чем крупнее предприятие, тем меньше у него шансов разработать КИС силами собственных специалистов, какими бы профессиональными они ни были. На разработку комплексных систем такого уровня (охватывающих учет финансов и материальных ценностей, управление производством и персоналом, финансовый анализ и маркетинг) тратятся сотни человеко-лет, и браться за их создание в надежде завершить проект в приемлемые сроки  -  безумие.

 

Как вождение автомобиля не следует доверять дальтонику, так и проектирование и внедрение КИС нецелесообразно доверять программисту (или иному узкому специалисту, чья полнота, по Пруткову, “подобна флюсу”). Не программист отвечает за прибыли и убытки предприятия, за уровень зарплаты и привлекательность для инвесторов, не программист страдает от проблем с качеством поставляемого сырья. И в понятие “дорого/не дорого” программист и руководитель вкладывают несколько разный смысл. Старается автоматизатор (в меру собственного понимания) достойно выполнить свой долг, т. е. выбрать в качестве корпоративной систему с ультрасовременным интерфейсом, мощным встроенным языком, переносимую с калькулятора на мэйнфрейм и обратно, и не его вина, а беда рынка, что такой системы нет в природе.

 

Из этого вовсе не следует, что собственных АСУшников следует сократить и с готовностью броситься в объятия к “пришельцам”. Нужно использовать потенциал и тех и других, правильно рассчитав “баланс мощностей” (для каких работ стоит привлечь внешние ресурсы, а при каких эффективнее ориентироваться на свои). Забота о повышении образовательного уровня сотрудников служб АСУ, выделение средств на их обучение, посещение выставок, семинаров, конференций, приобретение специальной литературы  -  все это необходимо. Только не заставляйте своих специалистов строить самолеты. И не отдавайте им на откуп это дело, даже если они сами об этом попросят.

 

Найдите ответственного. Группа хороших футболистов  -  еще не команда, а груда стройматериалов  -  еще не дом. Нужен ежедневный и самоотверженный труд тренера или архитектора, чтобы вдохнуть жизнь в команду или в строение. Без хорошо проработанного плана игры, продуманного проекта здания ничего не добьешься. Так же и закупка дорогих компьютеров, отдельных (пусть самых удачных) программ или расширение штата сотрудников сами по себе ничего не дают. Они имеют смысл только в рамках поэтапного создания КИС, когда единый проект “освещает дорогу” и позволяет оценить потребные ресурсы и ожидаемые результаты. А результаты будут сильно зависеть от того, насколько грамотно аналитики способны проанализировать и реорганизовать бизнес предприятия, насколько динамично разработчики развивают свою ИС и насколько генеральный подрядчик уважает уже сделанные вами в автоматизацию инвестиции.

 

На кого же возложить ответственность за проведение и координирование работ, связанных с проектированием и внедрением КИС? На одного из высших руководителей своей организации (на Западе это чаще всего вице-президент по информационным технологиям), владеющего информацией о финансовом состоянии предприятия, стратегических и тактических планах его развития. Он должен формировать информационную стратегию, увязывать ее с общими планами фирмы и определять, какой должна быть КИС (неся за все это персональную ответственность). Он же решает, нужны ли предприятию свои бизнес-аналитики или можно использовать внешних консультантов. В конце концов, можно поднять до уровня вице-президента и толкового начальника службы АСУ. Ведь КИС  -  это не только оборудование и сети, обученные пользователи и программы, это прежде всего правильная организация бизнеса, которую информационная система должна всей своей мощью поддержать и усилить.

 

Вот, пожалуй, и все, о чем хотелось сказать в первом томе нашей саги. Мы с интересом ждем ваших откликов, уважаемые читатели. Они помогут нам уточнить тему второго тома, выстроить приоритеты, расставить акценты, наметить правильные маршруты  -  ведь все мы только начинаем долгое путешествие в загадочную Страну КИС’киных домов на Планете Бизнеса.

Продолжение следует

Том 1. Часть 1  -  см. PC Week/RE, № /97, с. 59. Том 1. Часть 2  -  № /97, с. 60. Том 1. Часть 3  - № /97, c. 64. Том 1. Часть 4  -  № /97, c. 47. Том 1. Часть 5  -  № /97, c. 50.

 

Елена Монахова,  Игорь Альтшулер

 

К Елене Монаховой, заместителю главного редактора PC Week/RE, можно обратиться по адресу: monah@pcweek.ru,   к Игорю Альтшулеру, обозревателю

 

PC Week/RE, вице-президенту Первой Нижегородской гильдии консультантов, по адресу: altsh@kis.ru.

Версия для печати