История
Omni Healthcare многократно использует Web-приложения
Не много найдется людей, которые считают, что интрасеть можно построить в одиночку. Но Кейту Харви из фирмы Omni Healthcare выбирать не приходится. При штате всего в 300 человек, из которых специалистов по информационным технологиям (ИТ) только восемь, Omni просто не может позволить себе поставить на это направление больше одного разработчика.
Как ни удивительно, самому Харви его миссия нисколько не кажется невыполнимой. Уверенности ему придает выбранный им индуктивный подход к построению интрасети. Вместо того чтобы тратить бесценное время на создание интрасетевых приложений, предназначенных для решения конкретных задач, он занялся разработкой всего нескольких универсальных Web-программ, допускающих многоцелевое использование.
Ключевым для интрасети Omni стало приложение, названное “центром предоставления ресурсов”. Оно написано с помощью инструментальных средств Visual InterDev корпорации Microsoft и Fusion фирмы NetObjects и представляет собой виртуальную библиотеку, в которой централизованно хранятся такие документы, как электронные таблицы, PowerPoint-презентации и Web-страницы. Благодаря этому приложению сотрудники фирмы могут обмениваться информацией, а также совместно использовать данные. Чтобы поместить в центр новый документ или извлечь из него для ознакомления имеющийся, достаточно одного нажатия на кнопку мыши.
В отличие от обычных интрасетей, где функционирует множество различных приложений, написанных каждое по конкретному поводу, например, для того чтобы зарезервировать помещение для проведения встречи или внести новое имя в телефонный справочник компании, центр предоставления ресурсов будет использоваться сотрудниками Omni для самых разнообразных задач: от управления проектами до обучения.
“При ограниченной численности персонала создание многоцелевых интрасетевых приложений - единственно правильное решение”, - считает Билл Бландон, исполнительный вице-президент бостонской фирмы The Extranet Group, специализирующейся на предоставлении консультационных услуг в области Internet-технологий. Но это не означает, что и более крупные компании не смогут получить существенных преимуществ от применения в своих интрасетях многоцелевых приложений. “На интрасетях компании теряют столько же, сколько зарабатывают на использовании офисных комплектов, - заявил Бландон, - поскольку усилия в этой области обычно многократно дублируются”.
Мастер на все руки
Чтобы не пропустить чего-либо важного, составив список задач, решаемых центром предоставления ресурсов, Харви и его босс Тим Хой попросили главного финансового директора Omni попытаться “поломать” созданный ими прототип, подобрав финансовую задачу, которую нельзя было бы решить с его помощью. Финансисту этого сделать не удалось, но по ходу дела он открыл несколько новых способов применения этой системы, таких, как рассылка руководству информационных сводок об основных финансовых показателях фирмы. До организации интрасети эти сводки рассылались по электронной почте либо вручались лично в распечатанном виде.
Между тем Харви приспособил свой центр и для обучения сотрудников отдела ИТ. Для этого он разместил на узле цифровые видеоматериалы, созданные с помощью системы NetShow корпорации Microsoft.
Другие сотрудники Omni пользуются центром предоставления ресурсов для управления просмотром и редактированием печатных материалов, присылаемых каждому сотруднику Omni при его поступлении на работу. В начале 1998 г. начнет функционировать корпоративная экстрасеть, которая будет основана на тех же самых принципах. Она откроет доступ к описанным материалам и для сотрудников полиграфической компании, в которой они печатаются.
Omni намеренно ориентируется на упрощенную модель, спроектированную таким образом, чтобы все пользователи, а не только сотрудники подразделения ИТ, могли проявлять инициативу в отношении способов использования интрасети. “Мы не собираемся выкладываться и писать километры программных текстов, посвященных решению частных задач. Мы намерены создать такие средства, с помощью которых наши пользователи смогли бы решать множество разнообразных проблем”, - пояснил Харви.
Ключевым требованием при создании многоцелевого приложения для интрасети является простой и знакомый пользователю интерфейс. “Интерфейс центра предоставления ресурсов очень напоминает Windows Explorer, с которым все достаточно хорошо знакомы”, - сказал Харви. На левой панели размещается древовидный каталог всех папок, находящихся в центре предоставления ресурсов, а на правой - содержание текущей выбранной папки. Чтобы добавить новый документ, достаточно лишь выбрать нужную папку и активизировать соответствующую пиктограмму. Интерактивная утилита-мастер сопровождает пользователя через весь процесс добавления информации. Файлы автоматически преобразуются в формат системы Acrobat, выпускаемой фирмой Adobe Systems, и загружаются в интрасеть.
Не менее важен выбор инструментов разработки приложений, которые и позволили Харви в одиночку успешно справиться с поставленной задачей. Система Fusion фирмы NetObjects, например, исключает ручное написание или редактирование HTML-кода, что, по мнению Харви, значительно ускоряет создание прототипов. Это, по его словам, сыграло немаловажную роль, когда предложенная им модель оценивалась руководством.
“Я обнаружил+ что нашим руководящим работникам необходимо видеть и осязать что-либо, прежде чем они смогут решить, стоит это брать или нет. Однако создавать полнофункциональное приложение для того, чтобы они могли принять решение, не имело смысла”, - поведал Харви. С помощью Fusion ему удалось быстро состряпать макет интрасетевого приложения, который выглядел и вел себя совсем “как настоящий”, включая действующую реализацию некоторых несложных функций. Этот макет оказалось возможным использовать и при создании реального пользовательского интерфейса.
Харви рассчитывает уже в январе открыть первым пользователям доступ к приложениям экстрасети. Он намерен задействовать технологию прямой доставки информации (push) фирмы Wayfarer Communications, с помощью которой собирается уведомлять врачей (при их очередном входе в сеть) о поступлении новых сведений о состоянии медицинских страховых полисов их пациентов. В состав каждого такого послания войдет гипертекстовая ссылка, указывающая на страницу, где можно найти более подробную информацию.
Следуя своему индуктивному подходу к разработке, Харви готовит для этой технологии сразу несколько способов применения, включая такие, как рассылка сотрудникам информации от отдела кадров, оповещение о предложении специальных продуктов или скидок для членов HMO, а также для уведомления страховых агентств о наличии для них новой информации.
Индивидуальный подход
Впрочем, если это необходимо, Харви создает и приложения, рассчитанные на выполнение конкретной задачи. В частности, он приступил к разработке дополнительного модуля к центру предоставления ресурсов, предназначенного для управления проектами. Этот модуль будет использовать средства навигации от основной системы, но, кроме того, сможет генерировать специальные интерактивные страницы, позволяющие выполнять такие специфические для управления проектами функции, как, например, распределение работ. С его помощью сотрудники компании смогут формировать в основанной на Web-технологиях среде блок-схемы производственных процессов, описывающие циркуляцию документов между пользователями.
Благодаря разработке в первую очередь многоцелевых приложений у Харви теперь достаточно времени, чтобы заниматься созданием модуля управления проектами и других узкоспециализированных средств. Данная технология, по мнению Хоя, экономит не только время: “Этот способ действий позволил нам сберечь кучу денег. Благодаря ему мы можем с легкой душой посмеиваться над тем дублированием усилий, которое можно видеть в подразделениях информационного обеспечения большинства компаний”.
Хотя конкретные выгоды от интрасети проявятся еще не скоро, Хой рассчитывает в конечном итоге принести своей работой огромную пользу: “Мы не хотим быть похожими на обычные подразделения ИТ. Мы не станем узким местом производственного процесса”.
Эрин Галлауэй