Алексей Васильев
Передача движущихся изображений через Интернет имеет несколько уровней, каждый из которых соответствует пропускной способности Сети и производительности компьютера пользователя. Самый простой уровень это анимация, включаемая в Web-страницы при помощи языков HTML и JavaScript. Обычно эта технология применяется для украшения странички, к пропускной способности канала особых требований не предъявляется; правда, странички с анимацией имеют довольно большой объем, так что при низкой скорости передачи может неприятно возрасти время загрузки. Далее идет размещение на странице видеоролика, обычно оформляемое как FTP-ссылка на соответствующий файл. Для таких роликов используются форматы, обеспечивающие высокую степень сжатия информации, чаще всего Quick Time (файлы с расширением .mov), реализованный практически на всех широко распространенных платформах, реже MPEG (файлы с расширением .mpg). Загружается сам файл обычно дольше, чем проигрывается, но некоторые дополнения к браузерам позволяют начинать просмотр ролика, не дожидаясь завершения загрузки. Допустимая пропускная способность канала, как и в предыдущем случае, определяется лишь терпеливостью пользователя. При этом его компьютер должен иметь процессор не хуже 486DX2 с тактовой частотой 66 МГц.
Если у пользователя есть компьютер с процессором Pentium, а соединение с Интернет осуществляется на скорости не менее 28,8 кбит/с, то можно смотреть видеоклипы, передаваемые в реальном масштабе времени (на Web-странице мышью выбирается видеоклип, информация сразу передается пользователю, декодируется и демонстрируется в виде изображения).
Для этого существует несколько технологий, из которых наибольшую известность получили Vxtream, Real Video и VDOLive. Все эти технологии можно использовать для передачи в Интернет видеосигнала в реальном масштабе времени, т. е. для организации телевещания в Интернет. На самом деле это вовсе не простая задача. Например, большую проблему представляет реальная скорость передачи информации. Если у вас есть модем на 33,6 кбит/с, это еще не значит, что вы можете смотреть телепрограммы по Интернет. Теперь все зависит от вашего провайдера: скажем, имея связь с Интернет на скорости 128 кбит/с и 32 модемных входа, даже при работе только половины этих входов он обеспечит передачу данных к каждому абоненту со скоростью 8 кбит/с, чего для телевидения недостаточно. Есть и ряд других “узких мест” в Сети, которые ограничивают возможности телевещания. Но несмотря на все проблемы, зарубежные телекомпании все активнее, вторгаются в Интернет, примером может служить известная компания CNN (www.cnn.com).
Перефразируя известное выражение, можно утверждать, что из всех видов связи важнейшим для нас является Интернет. А коли так, то с Интернет постепенно сближаются всевозможные средства массовой информации. Уже обычным делом является радиовещание через Интернет, теперь туда проникает телевидение. Под вещанием в данном случае подразумевается не возможность переписать с Web-страницы файл с видеороликом, а полноценная передача телепрограмм в реальном масштабе времени. За рубежом телевидение в Интернет уже не воспринимается как экзотика. Возможно ли это в России? Ответ на свой вопрос я пытался найти на стендах провайдерских фирм, принявших участие в выставке “Интернетком-97”.
На стенде компании Cityline можно было увидеть передачу телевизионного изображения по выделенной цифровой линии с пропускной способностью 128 кбит/с, предоставленной компанией Golden Line. Этой пропускной способности оказалось вполне достаточно для популярного сейчас формата Real Video: довольно хорошее качество изображения достигается уже при скорости передачи 105 кбит/с. Однако, как мне рассказали специалисты Cityline, в принципе передачу телевизионного изображения можно организовать и по обычной коммутируемой телефонной линии, так как минимальным требованием здесь является скорость 32 кбит/с, а 33,6 кбит/с модемы сейчас уже не редкость. Правда, качество изображения в таком случае будет невысоким. Демонстрация передачи телевизионного изображения на стенде служила лишь для того, чтобы наглядно продемонстрировать возможности каналов, предоставляемых Cityline, но организацией телевещания компания не занимается из-за отсутствия заказчиков.
На эту же причину сослались и на стенде компании “Роснет”. Для организации телевещания в Интернет важную роль играет не только качество линии, соединяющей абонента с провайдером, но и пропускная способность каналов, через которые провайдер соединен с глобальной сетью. И вот этот параметр у первичного провайдера, компании “Роснет”, поддерживается на должной высоте. Поэтому при наличии заказчиков телевещание в Интернет технически возможно через эту компанию. В будущем заняться этим планирует и компания Teleport-TP.
Что касается компании NEXT Internet Service, то она Интернет-телевещания не проводит, а на будущее ничего определенного сказать не может. Компании Relline, Demos и Global One заниматься этим не собираются вообще, так как не считают этот род деятельности соответствующим своему профилю.
Кроме провайдеров, я интересовался положением дел в этой области у компаний разработчиков Web-страниц. На стенде фирмы Web Design мне сказали, что они могут организовать телевещание, лишь бы у них было соответствующее программное обеспечение. Надо понимать, что проблема тут опять-таки в наличии заказчиков, способных оплатить работу, а значит, и покупку необходимого программного обеспечения. Фирма ACC (Algorythm Group) пока не планирует заниматься телевещанием по причине низкой пропускной способности каналов связи в России.
И все-таки мне удалось найти на выставке компанию, которая, несмотря на трудности технического и организационного характера, уже сегодня осуществляет телевещание в Интернет. Это “ПТТ-Телепорт Москва”, куда можно подвести телевизионный кабель с видеосигналом, а дальше все сделают специалисты фирмы.
Как сообщил Web-мастер “ПТТ-Телепорт Москва” Станислав Шаповалов, компания установила видеосервер и транслирует телепрограммы джазовой музыки, предоставляемые фирмой Screen. В будущем планируется использование технологий, основанных на продуктах Net Show и Intel Pro Share.
Итак, можно сделать вывод, что развитие телевещания в Интернет на российских просторах сдерживается главным образом отсутствием заказчиков и низкой пропускной способностью каналов связи. Оба этих фактора тесно взаимосвязаны. Трудности с доставкой абоненту информационного потока на скорости 128 кбит/с уменьшают потенциальную аудиторию Интернет-телевещания, а это, в свою очередь, отпугивает заказчиков, так как возможная прибыль от рекламы не может покрыть расходов. В перспективе технический прогресс в области связи должен привести к снижению стоимости как оборудования для телевещания, так и цифрового канала 128 кбит/с, приходящего к абоненту на дом. И тогда телевещание в Интернет станет рентабельным.