Реквием “каравану” DVD
Артур Тайси
ОФИС НА УГЛУ
В последующие 1,52 года мы наверняка станем свидетелями драматических событий в судьбе DVD-технологии, которая, видимо, так и не станет объектом серьезных капиталовложений.
И это очень грустно. Взлеты и падения в биографии цифрового универсального диска (Digital Versatile Disk) демонстрируют идеальный пример того, как политика может загубить любое хорошее дело, даже такое, как DVD, признанное однажды важнейшим этапом технологической революции. В отличие от политики технология не может себе позволить “промежуточного” состояния. Для скорейшего получения всеобщего признания и авторитета она должна быть максимально открытой и честной в демонстрации своих функциональных возможностей и предъявлении технических требований, причем процесс завоевания рынка должен проходить в высоком темпе. Малейшая заминка может надолго затормозить победное рыночное шествие.
Что же происходит? Почему ситуация так резко изменилась к худшему? И главное, как поступить в этой ситуации менеджеру по закупкам оборудования?
История начиналась с типичного ажиотажа, связанного с появлением на рынке новой DVD-технологии, обещающей разместить на единице площади носителя в семь раз больше информации, чем позволяет CD-ROM-технология. Но в то время было трудно предугадать, станут ли эти 2,63 млрд. байтов стандартной емкости диска яблоком раздора для производителей, которым вполне по силам похоронить DVD. Между тем противостояние CD DVD обостряется. Так, компании Sony, Hewlett-Packard и Philips Electronics недавно анонсировали решение об отказе в поддержке промышленного технического стандарта DVD-RAM (перезаписываемых дисков). Официальным поводом для этого стало то, что в настоящее время DVD не позволяет производить перезапись; т. е. вопрос надежности и долговечности в связи с этим остается открытым и является питательной средой для различного рода сомнений, страхов и неопределенности. Это еще один факт, вынуждающий производителей не торопиться с освоением новой технологии. Как ни печально, но многие из них не знают даже ее правильного названия. (Помните времена, когда DVD называли “цифровым видеодиском”?) Никто даже не задумывается, а для чего в действительности используется сейчас DVD.
В то время, как судьба DVD “зависла”, мы сами пребываем в томительном ожидании, не зная, в какой области DVD окажется наиболее неотразимым. Может быть, это будет хранение информации, распространение видеопродукции или запись музыки? (Для музыкальных записей технология DVD требует двух отдельных атрибутов наложения традиционного варианта стереозаписи и расширенного шестиканального.) Но главный вопрос, не дающий покоя ни корпоративному покупателю, ни рядовому потребителю когда? Когда DVD придет на смену видео- и музыкальным компакт-дискам и CD-ROM?
Лично я не вижу в ответе на этот вопрос ничего утешительного для себя. Для архивирования данных мне нужен DVD cейчас! Я хотел бы опробовать его в деле, чтобы разобраться со своей многотерабайтной информацией, записанной на самых разных носителях. У других потребителей может быть другое мнение на этот счет. А потребительский рынок для нас важнее всего, потому что именно он будет той руководящей и направляющей силой, которая обеспечит появление товара и его принятие потребителями. Клиенты могут запросто “проехать” мимо шестиканальной технологии аудиозаписи и, отдав себя во власть технического прогресса, отказаться от использования каких бы то ни было физических носителей, решив, что только Web сегодня может обеспечить неограниченные возможности по распространению аудио- и видеозаписей более высокого качества. Иначе говоря, дистрибуция мультимедийной информации в режиме реального времени ставит под сомнение необходимость самого существования DVD-технологии. Этот тезис может стать фатальным в судьбе DVD.
Хотя можно рассмотреть и вариант, гораздо более невероятный, чем все приведенные выше. Возможно, что производители успешно согласуют свои действия и все у них получится.
Но в данный момент у сторонников DVD нет оснований надеяться на такое благополучное развитие событий. Маркетинговые неудачи новой технологии тормозят реализацию как моих личных планов, так и моей компании. Обоснованной альтернативы я тоже не вижу. Слишко много еще осталось нерешенных проблем, связанных с невыполненными обещаниями, нарушениями предварительных договоренностей, сомнительными обвинениями и другими злободневными вопросами. Тем не менее я держу свой порох сухим, а ружье заряженным. Я жду, когда же наконец удобство, практичность и просто внешние данные перевесят риск. Ну а пока на наших настольных системах вовсю трудятся CD-ROM и другие устройства, доказавшие надежность в деле хранения информации на сервере.
Артур Тайси исполнительный директор одной крупной организации из сферы культуры. Вы можете связаться с ним по электронной почте: atisi@compuserve.com.