АТС ”БЕТА”: сервис на базе средств компьютерной телефонии
Юлий Шур,
Алексей Серегин
В 19951996 г.г. был начат серийный выпуск целого ряда отечественных электронных телефонных станций (АТСЦ-90, “БЕТА”, “ЭЛКОМ”, “ОМЕГА-1” и др.). Таким образом, был сделан первый шаг на пути восстановления дееспособности отечественной промышленности средств связи. Однако фирмам, которые намерены создать действительно конкурентоспособное оборудование, заменяющее импортное, еще предстоит преодолеть много трудностей.
Дело в том, что все российские АТС ориентированы в первую очередь на работу в аналого-цифровом окружении и на тот уровень услуг, который необходим массовому потребителю. Изменившаяся социально-экономическая ситуация привела к появлению достаточно широкого круга пользователей, заинтересованных в высококачественных телекоммуникационных услугах. Для удовлетворения новых потребностей клиентов АТС строятся на основе принципов ISDN, оснащаются протоколами ОКС № 7, V.5, Q.3, ведется создание российского терминального оборудования. Однако уже очевидно, что российские АТС даже с учетом этих новых функций и возможностей будут по-прежнему значительно уступать зарубежным в части широты спектра предоставляемых услуг.
В последние годы разработчики зарубежных систем связи все большее внимание уделяют вопросам интеграции сетевых и информационных технологий, предвидя, что в скором будущем чисто коммуникационные средства и не ориентированные на сетевое применение информационные продукты уступят место интегральным телеинформационным решениям. Телекоммуникации потеряют свое самостоятельное значение и будут рассматриваться только в качестве транспортной среды для основных прикладных процессов (в первую очередь в корпоративных сетях).
Учитывая запросы рынка, практически все ведущие телекоммуникационные фирмы в составе своих АТС поставляют средства для функционирования речевой и электронной почты, справочных служб с интерактивным речевым доступом, факсимильного обслуживания, а также распределения вызовов и организации видеосвязи. В ближайшее время будут выпущены АТС с высокоскоростным абонентским доступом, шлюзами к сетям frame relay и ATM, оптическими коммутационными полями и т. д. Заказчикам все чаще предлагают не только одиночные АТС, но и основанные на них “бизнес-системы”, функционально ориентированные на самые разнообразные информационные потребности (для сетей крупных и средних промышленных предприятий, банков, гостиниц, больниц, транспортных корпораций и т. д.).
Аналогичные функциональные возможности планируется поэтапно ввести и в электронную АТС “БЕТА” (разработчик АО “Интелтех”, Санкт-Петербург).
Эти АТС предназначены для учрежденческих, сельских и ведомственных сетей телефонной связи.
Емкость АТС “БЕТА” от 128 до 2000 абонентских линий (АЛ), канальная емкость до 180 цифровых и 80 аналоговых соединительных линий (СЛ). Удельная потребляемая мощность 1,01,3 Вт на номер.
Стоимость (коммутационное оборудование, программное обеспечение, пусконаладочные работы) около $100120 на один порт (АЛ + СЛ) для АТС с оптимальной заполненностью при сдаче “под ключ”.
На поставку АТС “БЕТА”заключены контракты, предусматривающие введение в эксплуатацию порядка 25 000 линий; из них более 14 тыс. уже функционируют.
Электронная АТС “БЕТА” имеет ряд технических и конструктивных особенностей, обеспечивающих ее эффективное использование в сетях связи. В их числе дублирование групповых устройств для обеспечения повышенной отказоустойчивости; встроенные комплекты ЭПУ и оборудования линейного тракта; применение всех наиболее распространенных в сетях связи России типов систем сигнализации по ИКМ-трактам, трехпроводным СЛ, каналам с частотным разделением, двухпроводным линиям, E&M; вынесенные абонентские блоки; возможность функционирования в системах специального назначения (сертификат Гостехкомиссии) и т. д.
С 1996 г. вместе с АТС “БЕТА” поставляется сервер речевых служб на базе средств компьютерной телефонии, существенно расширяющий возможности информационного обслуживания для потребителей (рис.1).
Система речевых служб реализуется на компьютере, подключаемом к АТС “БЕТА” по аналоговым абонентским линиям, и содержит целый ряд функций, в том числе создание речевой почты, голосового ответа на запросы пользователей к информационно-справочным разделам службы, доведения до адресата речевых заданий и распоряжений с автоматическим контролем их исполнения, записи телефонного разговора по желанию любого из его участников, автоматического распределения входящих телефонных вызовов (“электронный секретарь”).
Кроме того, система речевых служб позволяет в экстренных ситуациях автоматически довести до пользователя многоадресные и циркулярные речевые сообщения с регистрацией результатов оповещения абонентов, обеспечить автопоиск абонента по списку телефонных номеров, организовать речевые доски объявлений; обслуживать запросы пользователей в соответствии с их полномочиями и приоритетами и т. д.
Аппаратно-программные средства речевого сервера могут гибко конфигурироваться в соответствии с конкретными потребностями абонентов АТС “БЕТА”, используя качественно новые функции и возможности, предоставляемые прогрессивными информационными технологиями и средствами компьютерной телефонии.
Речевые службы реализуются на компьютере класса IBM PC 486 и выше. Требования к компьютеру определяются в зависимости от количества и сложности речевых приложений и числа пользователей (портов речевых плат).
В состав сервера входят многоканальные речевые платы американской фирмы Dialogic (www.dialogic.com), базовые программные средства компьютерной телефонии, а также прикладные программные приложения, разработанные АО “Атлас-Контакт” (Санкт-Петербург).
Аппаратные средства сервера могут быть расширены платами, реализующими функции преобразования сигналов импульсного набора в тональные сигналы, платами факсимильного обмена, распознавания речевых команд и другими типовыми компонентами средств компьютерной телефонии.
По желанию заказчика в сервер могут быть включены аппаратно-программные средства защиты ПЭВМ и информации от несанкционированного доступа.
Предлагаемые средства могут быть соединены с имеющейся у заказчика системой электронной почты или системой автоматизации документооборота. Для этого сервер речевых служб нужно включить в локальную вычислительную сеть (рис. 2).
Также можно построить территориально-распределенную систему речевых служб, используя в качестве транспортной среды для передачи речевых файлов систему электронной почты.
Средства расширенного речевого обслуживания увеличивают удельную стоимость одного номера АТС “БЕТА” всего на 48 долл. (в зависимости от числа портов речевых плат и перечня заказанных речевых приложений), что значительно меньше по сравнению с зарубежными аналогами.
АТС “БЕТА” в сочетании со средствами компьютерной телефонии предоставляет качественно новый уровень обслуживания в учреждениях и корпоративных сетях.
Потребителями речевой службы АТС “БЕТА” могут стать как местные абоненты учрежденческой АТС, так и абоненты городской телефонной сети, имеющие зарегистрированные речевые почтовые ящики или обладающие правом доступа к информационно-справочным службам.
Доступ пользователей к услугам системы может осуществляться с телефонных аппаратов учрежденческих и городских сетей (как с тональным, так и с импульсным набором номера), а также с факс-машин.
К речевой службе доступ предоставляется в одном или нескольких режимах. Он может быть реализован за счет ввода управляющих кодов на клавиатуре телефонного аппарата (ТА) с тональным набором; набора управляющих кодов на клавиатуре малогабаритной приставки к трубке ТА (“tone dialer”); выбора требуемых опций меню голосовым подтверждением (для приложений, не требующих введения регистрационного номера, пароля и других цифровых данных); речевого диалога на основе распознавания ограниченного набора цифр и слов русского языка (числительных, команд “да”, “нет”, “стоп”, “помощь” и т. д.).
Сейчас АО “Интелтех” и АО “Атлас-Контакт” совместно разрабатывают новую версию средств компьютерной телефонии для АТС “БЕТА” и ее модификаций.
Поставку АТС “БЕТА” осуществляет АО “Санкт-Петербургская телекоммуникационная компания” (СПТК).
Телефоны: АО “Интелтех” (812) 542-9054; АО “СПТК” (812) 554-1624; АО “Атлас-Контакт” (812) 230-9704.
Подпись к рисунку 1.
Рис. 1. Сервер реЧевых служб расширЯет возможности информационного обслуживаниЯ абонентов сети, создаваемой на основе АТС “БЕТА”
Подпись к рисунку 2.
Рис. 2. Средства CTI могут быть соединены с системой электронной поЧты