Александр Фузеев
Карманные ПК
Несомненно, причин, побуждающих людей приобретать карманные персональные компьютеры (КПК), много, но мой почти трехлетний опыт продаж этих систем позволяет назвать наиболее распространенные. Итак, КПК покупают, чтобы использовать в следующем качестве:
- записной книжки и планировщика;
- игрушки (как один из элементов престижа);
- персонального коммуникатора;
- мобильного компьютера;
- мобильного офиса.
Перечисление дано в порядке убывания количества покупателей. Чтобы разобраться в сложившейся картине, попробуем уточнить, какие существуют категории пользователей КПК и чем они руководствуются, принимая решение о выборе конкретной модели.
Всех покупателей можно разделить на две большие группы - индивидуальные и корпоративные пользователи. Под корпоративными пользователями будем понимать фирмы, приобретающие КПК для обеспечения работы разъездных сотрудников или для специализированных систем (например, сбора информации или доступа к корпоративным базам данных).
Как показал анализ продаж КПК компанией “МакЦентр” за III квартал 1997 г., корпоративные пользователи составляют менее 18% от общего числа покупателей (хотя это данные по одной компании, но скорее всего они отражают реальное соотношение потребителей карманных компьютеров). Таким образом, основными покупателями являются индивидуальные пользователи, хотя тенденция к увеличению доли корпоративных становится все более заметной (особенно с выходом в конце 1997 г. новых моделей КПК, таких, как Newton MessagePad 2100, PalmPilot Professional и системы на основе Windows CE 2.0).
Присмотримся сначала к наиболее массовой части пользователей - индивидуальным.
Почти половина из них использует карманный компьютер как обычную электронную записную книжку. Причем у большинства уже была такая книжка и раньше, но ее возможности не вполне удовлетворяли их. Главным недостатком записных книжек они считают плохой обмен данными с настольным компьютером и невозможность их аппаратного и программного расширения. Это наиболее прогрессивный слой потребителей, следующим шагом которых будет переход в категорию пользователей мобильных компьютеров.
Треть пользователей покупает КПК как игрушку, и их трудно за это осуждать: взрослым игрушки тоже нужны. В большинстве своем они никогда не имели компьютера, и для них это первая возможность прикоснуться к миру вычислительной техники. КПК гораздо проще настольных компьютеров, поэтому первый опыт работы на карманном ПК вселяет в их владельцев уверенность в собственных силах, облегчая в дальнейшем переход на настольный компьютер. Как правило, пользователи этого типа не считают денег и покупают наиболее дорогие и престижные модели.
Небольшая часть “индивидуалов” покупает автономный мобильный компьютер, который не только хранит телефонные номера и помогает планировать деятельность, но и имеет возможности автономной печати, позволяет работать с системой коммуникаций, вести учет в электронных таблицах и многое другое. Такие пользователи часто испытывают трудности в начальный период, но когда им удается настроить связку “КПК - факс-модем - мобильный принтер”, к ним приходит чувство полной удовлетворенности своим мобильным комплектом.
И практически единицы из индивидуальных покупателей используют карманный компьютер “на полную катушку” - как мобильный офис. Под мобильным офисом обычно понимают комплект из сотового телефона, карманного компьютера, специального факс-модема и мобильного принтера, позволяющий нормально работать даже в полевых условиях. К сожалению, из-за несовершенства сотовой связи и высоких цен на нее (особенно в Москве) эту роскошь могут позволить себе лишь избранные. В конце 1998 г., когда сотовая связь по ценам и возможностям передачи данных приблизится к обычной телефонной связи, а карманные компьютеры сравняются по функциям с блокнотными, самая малочисленная ныне группа индивидуальных пользователей КПК сможет претендовать на почетное третье место.
Корпоративные пользователи делятся лишь на две категории. Они применяют КПК либо как мобильный компьютер, либо как мобильный офис. Подавляющее большинство корпоративных пользователей приобретают автономный мобильный компьютер, чтобы максимально облегчить себе жизнь (в прямом и переносном смысле) при разъездной работе. Они обычно заказывают специализированное ПО и хотят иметь удаленный доступ к данным локальной сети предприятия. На начальном этапе это требует значительного вложения средств, но зато практически всегда окупается. Оставшееся меньшинство (в основном руководители крупных предприятий) пользуется всеми благами мобильного офиса (хотя, как показывает практика, пока это не такое уж частое явление).
Теперь проанализируем, что же оказывает наибольшее влияние на решение о покупке КПК. Опрос более ста индивидуальных пользователей выявил следующие причины (ответы приводятся в порядке убывания количества ответов):
3 локализация (в том числе обязательный перевод на русский язык меню и системных сообщений);
3 цена;
3 надежность и срок автономной работы;
3 удобство обмена данными с настольным компьютером.
Несколько отличаются ответы корпоративных пользователей:
3 надежность и уровень защиты информации;
3 локализация;
3 срок автономной работы и возможности модернизации;
3 цена.
Интересно, что если полнота локализации не лучшим образом влияет на надежность, корпоративные пользователи всегда выбирают минимальную русификацию, предпочитая надежность.
Для полноты картины осталось привести данные о том, какие КПК, с какой целью и в каких пропорциях приобретают в Москве корпоративные и индивидуальные пользователи.
Newton MessagePad фирмы Apple Computer покупают 30% корпоративных и 70% индивидуальных пользователей. Более высокий процент (по сравнению с другими платформами КПК) корпоративных пользователей Newton обусловлен его широкими коммуникационными возможностями, универсальностью, простотой разработки баз данных (с возможностью обмена и синхронизации с любыми настольными СУБД через ODBC-драйвер) и более ранним выходом на российский рынок. В настоящий момент в России известно около 10 фирм, занимающихся разработкой проектов с использованием Newton. Эта система немного выбивается из среднестатистических оценок, что, на мой взгляд, объясняется возможностью печатать по-русски (практически на любом принтере), а также встроенными функциями работы с сотовым телефоном.
КПК фирмы Psion приобретают 80% индивидуальных и 20% корпоративных пользователей, причем в корпоративный сектор уходят как специализированные промышленные карманные компьютеры (типа WorkAbout, HC и Organizer, которые выдерживают диапазон температур от 20 до +60 градусов, имеют повышенную ударо- и влагозащищенность), так и универсальные КПК типа Series 3c. С выходом клиента для карманных компьютеров Psion, разработанного Oracle, корпоративные пользователи смогут иметь доступ к любым базам данных, основанным на СУБД этой фирмы, что наверняка приведет к росту продаж компьютеров Psion в корпоративный сектор.
КПК PalmPilot фирмы 3Com в основном (на 85%) приобретают индивидуальные пользователи, и лишь 15% уходит в корпоративный сектор, где они чаще всего применяются для организации работы мобильных пользователей. В последнее время появились системные и специализированные разработки для PalmPilot, позволяющие ожидать, что соотношение между индивидуальными и корпоративными пользователями изменится в пользу последних.
Как мобильный офис PalmPilot в Москве пока не используется. Правда, в ближайшее время компания “МакЦентр” начнет продажу специальных модемов для работы PalmPilot с сотовыми телефонами, и тогда мобильный офис на базе этой системы станет вполне популярным.
Самый молодой класс КПК - модели с ОС Windows CE - пока приобретается в основном (на 90%) индивидуальными пользователями. Но с выходом версии Windows CE 2.0, ориентированной в первую очередь на корпоративный рынок, они вполне могут потеснить в этом секторе своих более “старых” конкурентов. К тому же намерение некоторых разработчиков русскоязычных программ для бизнеса (“Арсеналъ”, “Артсофт”, “Промт” и др.) перенести часть своих разработок на Windows CE сделает эти КПК еще более привлекательными для корпоративного рынка.
Полноценное использование КПК с Windows CE в качестве мобильного компьютера и мобильного офиса было затруднено отсутствием печати, но в версии 2.0 данная проблема практически решена, а с сотовыми телефонами эти устройства и раньше работали так же хорошо, как и Newton, поэтому они смогут выступить реальной альтернативой портативным компьютерам с Windows 95.
С Александром Фузеевым, заместителем директора “МакЦентра”, можно связаться по телефону: (095) 956-6888.