Эдуард Пройдаков
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Мы с вами работаем в области, где приходится непрерывно учиться. Проходя мимо книжных развалов, я каждый раз с горечью отмечаю, что интересных книг на них раз-два и обчелся. При нынешнем казалось бы изобилии печатной продукции серьезных, образовательных, а тем более фундаментальных книг по компьютерным технологиям (и не только по ним) - практически нет. (Да и само компьютерное образование часто носит инструментальный характер - осваивается работа с тем или иным пакетом, при этом игнорируется приобретение базовых знаний.)
Сейчас в России зарегистрировано более 6000 издательств. Так в чем же дело? А все дело в пресловутой рыночной экономике. Подготовить книгу по пользованию тем или иным популярным приложением не так сложно, а главное - у издателя и оптовых покупателей есть уверенность, что такая книга рано или поздно разойдется и окупит себя. Издавать же себе в убыток - кто может позволить себе подобную роскошь?
Однако есть книги, значение которых для формирования компьютерной культуры, обучения студентов, знакомства профессионалов с состоянием информационных технологий трудно переоценить. Например, ни в СССР, ни в России не были изданы такие классические книги, как “Теория фракталов”, “Common Lisp”, книги по хранилищам данных, нейросетям, RISC-процессорам и великое множество других. Показательно, что даже книга по истории компьютерной техники в СССР пишется на деньги Европейского сообщества.
Да, благодаря более частым поездкам на Запад у многих специалистов появилась возможность покупать весьма недешевые оригинальные издания наиболее интересных книг. Однако подавляющее большинство студентов, аспирантов и преподавателей вузов не могут себе этого позволить.
Благодаря Интернет можно просматривать статьи по интересующим темам в электронных версиях изданий. Но при этом нужно весьма неплохо знать английский и иметь саму возможность выхода в Сеть. Кроме того, достаточно много нужной информации там найти либо крайне трудно, либо она отсутствует.
Публикации в российской компьютерной прессе частично восполняют отсутствие специальной литературы, и мы наблюдаем и рост числа изданий, и повышение спроса на компьютерную прессу. Тиражи наших изданий и подписка на них заметно растут. Но все же одно другого не заменяет.
В свое время с новыми западными научно-техническими книгами читателей знакомило издательство “Мир”. Сейчас этот источник почти пересох. Ресурсы библиотек также крайне ограниченны. И это при том, что поток людей, которым приходится сейчас работать с информационными технологиями, быстро растет.
Чем занимаются многочисленные государственные комитеты и комиссии в компьютерной области, для меня большая загадка.
Тем не менее выход есть. Он состоит в большей ориентации российских компьютерных фирм на спонсорство в области образования.
Чтобы издать книгу обычным для нынешних времен тиражом 5000 экземпляров, нужно затратить от 12 до 17 тыс. долл. Много это или мало? Для фирм, объявляющих, что их оборот составляет 300 млн. долл. в год, сумма смешная. Так почему у нас еще нет поддерживаемых компьютерными фирмами научных фондов, целью которых будет популяризация новых технологий? Вкладывая деньги в рекламу, руководство фирм понимает, какую сиюминутную отдачу от вложенных средств оно получит. Деньги, вложенные в образование, немедленной отдачи, конечно, не принесут, хотя такое вложение, если оно продуманно сделано, обеспечивает хорошую долговременную имиджевую рекламу.
Почему оказались неживучими ассоциации российских компьютерных фирм? На мой взгляд, дело в том, что они ставили перед собой решение сиюминутных проблем. Я не увидел ни одной достойной такого объединения задачи. Разве можно назвать основанием для объединения ста фирм задачу уменьшить расходы каждого участника на рекламу? Дольше всех, кстати, просуществовала “Ассоциация поставщиков программных продуктов” (АППП), которая была создана для легализации рынка программных продуктов. Выполнив свою миссию, АППП сама собой распалась, так как перед ее членами новой серьезной задачи не было поставлено.
Глобальной и заслуживающей внимания целью объединения российских фирм может служить формирование и развитие отечественного компьютерного рынка, развитие компьютерной индустрии. Здесь стоит приглядеться к успешному опыту Тайваня (см. PC Week/RE, № 24/97, с. 8).
Отмечу, что при возникновении той или иной проблемы американские фирмы очень быстро создают совместные рабочие группы, комиссии, консорциумы, ассоциации и т. п. Там существуют отлаженные механизмы и опыт их создания, а главное - понимание необходимости такой деятельности. Российским фирмам этот этап еще предстоит пройти, часто работа таких групп здесь заменяется переговорами руководителей фирм, что скорее свидетельствует о неумении делегировать полномочия.
Книги - это лишь одно из многочисленных белых пятен на карте российского компьютерного образования. Понятно, что перед нами - комплекс проблем, которые нужно решать сегодня, иначе завтра будет поздно. Редакция готова продолжить с вашим участием разговор на обсуждаемые в статье темы.
С Эдуардом Пройдаковым, главным редактором еженедельника PC Week/RE, можно связаться по телефону: (095) 237-8901 или по адресу: chief@pcweek.re.
Подпись к рисунку 1.
Эдуард Пройдаков