Рубен Герр
А КСТАТИ
Некоторое время назад мне довелось присутствовать на трех презентациях, где журналистам представляли достижения фирм, работающих примерно в одном и том же секторе рынка. Все три презентации пришлись на одну и ту же неделю, и во всех трех случаях на экране среди первых появлялась “пирожковая” диаграмма (она же секторная), демонстрирующая лидирующее положение каждой из фирм. Лидерами оказались все три! Самое забавное, что все сослались на общий источник - авторитетную во всем мире корпорацию, занимающуюся маркетинговыми исследованиями. Как же так, ведь сектор-то один? А очень просто: в одном случае сравнивались (например) продажи серверов корпоративным покупателям, во втором - распределение продаж для UNIX-серверов, в третьем - продажи серверов на базе процессоров x86. Пожалел я тогда российские фирмы, для которых пока некому подготовить объемистый отчет, где практически каждая могла бы найти выигрышную для себя таблицу или картинку. А еще мне стало жаль доверчивых читателей: ведь, глядя на публикуемые в разных изданиях диаграммы, не все и не сразу могут разобраться в хитростях маркетинга.
Сравниваются не только фирмы, но и их изделия. Только вот помогают ли читателям-пользователям эти “сравнительные анализы”? Когда-то, в далеком 1990-м, мы с Алексеем Батырем занимались сопоставлением программ некоторой категории, специфичной для России. Работа этого рода предпринималась впервые в новейшей истории, и учиться нам было не у кого. Почти с самого начала обнаружилось, что оценки быстродействия программ практического смысла не имеют - все пакеты работали с вполне приемлемой для пользователя скоростью, которому все равно, сколько ждать: 4 секунды или 5,3. Тем не менее мы привели результаты своих измерений в таблице, указав, правда, в примечании, что повышение быстродействия для данной категории более всего похоже на спортивное состязание: наблюдать интересно, но пользы никакой. Как мы были неправы! Некоторые изготовители пакетов начали использовать в своих рекламных материалах именно оценки быстродействия, ибо только здесь они опережали других.
Из современных сопоставлений программ постепенно исчезают количественные характеристики. Это и не удивительно: программы входят в разряд потребительских товаров, которые все достаточно хорошо выполняют свои основные функции. Никому и в голову не приходит говорить, что утюг фирмы A лучше утюга фирмы B, потому что последний прогревается на три секунды дольше. Теперь сравнивают функциональное богатство, удобство в пользовании и иные качественные вещи. С одной стороны, это хорошо, ибо свидетельствует о наступившей зрелости рынка, но, с другой, отнюдь не упрощает жизнь потенциальных покупателей. Результаты сопоставлений становятся все более похожими на “пирожковые” диаграммы, с упоминания о которых я начал свои заметки: “всем сестрам по серьгам”.
Кому как, а мне не жаль, что времена, когда можно было покупать программные пакеты, попросту положившись на мнение уважаемого эксперта, прошли. Жизнь вынуждает людей, ответственных за приобретение программ, самим думать и выяснять, что из предлагаемого более всего соответствует их потребностям.
К Рубену Герру можно обратиться по телефону: (095) 286-8138.
Подпись к рисунку 1.
Рубен Герр