Рефлексии
Эдуард Пройдаков
Обращали ли вы внимание, что женщины чаще всего влюбляются не в то, что субъект есть на самом деле, а в то, чем он им кажется. Дальше, когда наши героини прозревают, эта тема порождает множество замечательных по своей эмоциональной напряженности художественных сюжетов от воплей типа “я не знала, что ты такой подлец” до тихого рефрена “какая же я была дура”. Когда-то я открыл для себя, что подобные явления можно описать некоторым спектром состояний, а не так, как писатели, которые предпочитают исследовать частные случаи, обычно выпадающие из общей картины (так называемые артефакты).
Эдуард Пройдаков
При всей заманчивости темы речь не о несчастной женской доле, просто мне хотелось бы акцентировать ваше внимание именно на феномене “быть и казаться” или, другими словами, на форме и содержании. (Естественно, что одно перетекает в другое и описывается древним китайским знаком монад.)
Например, почему-то считается, что в России есть только персоналки и все делается только на них. Это заблуждение, как я убедился, довольно распространено и кочует по страницам разных изданий. Вся проблема в статистике. Например, кто знает, сколько в прошедшем году в стране было продано серверов или, скажем, RISC-компьютеров?
На самом деле, по моим оценкам, не так мало: от 5000 до 7500 штук, т. е. около 1% от числа проданных ПК (около 750 тысяч).
К сожалению, достоверной оценке российского рынка мешает недостоверность цифр, называемых фирмами на разного рода пресс-событиях. Говорят, что менеджеров западных фирм, работающих в Африке, учат делить называемые им цифры на три, а работающих в Восточной Европе - на два. Увы, коэффициент “два” в России уже надо заменить на африканский, и все было бы просто, если бы все фирмы врали одинаково. Тогда было бы легко исключить систематическую ошибку и получить более-менее правильный результат. Но для фирм, работающих на российском рынке, разброс “коэффициента правды” составляет от 0,3 (сокрытие объемов) до 6 (очень хочется быть крутыми).
В компьютерной прессе (а в ней женское начало превалирует) желание казаться также выливается в самые забавные формы, например, в стремление быть первым (минимум вторым) в каком-либо опросе. Да вот беда, кто в нашей стране умеет подсчитывать результаты рейтингов? Скажем, ни один рейтинг не учитывает гандикап начинающим изданиям, хотя очевидно, что стартующее brand name издание не может быть в конце списка. Так, при старте PC Week/RE нас поместили в последнюю строчку таблицы, хотя с учетом гандикапа издание должно было сразу оказаться в первой пятерке.
Мне очень понравилась фраза из предисловия к публикации в журнале Hard’n’Soft результатов некоего рейтинга компьютерной и общей прессы, проведенного малоизвестной в нашей среде фирмой V-Ratio. “Мы заказали это исследование и неожиданно заняли в нем высокое место”. Такая милая детская непосредственность. Я ничего не имею против популярности Hard’n’Soft. Только - за. Но если уж вы заказываете или публикуете маркетинговое исследование, заказывайте его профессионалам, и давайте соблюдать хоть какие-то правила игры.
Проведение профессионального опроса - это исследование, которое вообще-то дорогого стоит.
Часто, по моим наблюдениям, в российских опросах оказывается важным не знание бизнес-статистики, а умение подобрать нужную аудиторию и выбрать “правильные” коэффициенты.
Какой результат будет, если опросить тех подписчиков, которые уже сделали свой выбор и проголосовали за некое издание деньгами? Какой результат будет, если опрашивать, например, тинейджеров? Не зная, как конкретно проводила опрос фирма V-Ratio, по результатам можно легко представить его аудиторию.
Готов пообсуждать с вами эту тему. Пишите мне по адресу: chief@pcweek.ru.