Ольга Наумова: ”Я досконально знаю всю работу, которую делает мой персонал”
Владимир Митин
PC Week: Ольга, едва ли в российском компьютерном мире найдется человек, который не знает в лицо начальника отдела маркетинга дистрибьюторского центра “Дилайн”. Иногда кажется, что вы просто родились в этой должности. А как было на самом деле?
Ольга Наумова: Многие работают в области маркетинга, опираясь лишь на здравый смысл, практический опыт и [потирая] набитые шишки, я же работаю по специальности, так как закончила социологический факультет Московского государственного университета. Больше того, тема моего диплома звучала так: “Маркетинговые исследования в сфере информационных технологий”. Дело в том, что я всегда разрывалась между любовью к точным наукам и к гуманитарным. Со второго курса вела различные практические исследования. Сначала работала с компанией Spirit - она тогда занималась изучением рынка и составлением справочника типа нынешнего “Кто есть кто в компьютерном бизнесе”. Но тогда не было спроса на такого рода исследования, так как сам рынок только-только зарождался. Когда глава этой фирмы Андрей Свириденко ушел в московское представительство Intel, он позвал меня с собой. Там я примерно полгода была ассистентом. Затем достаточно долго сотрудничала с известной петербургской консультационной фирмой “Альт”, которая занимается оценкой инвестиционных проектов и финансовым анализом. Около года проработала руководителем их только что открытого московского офиса. Но “Альт” была некомпьютерной фирмой, а меня постоянно тянуло ко всему, что связано с вычислительной техникой. Летом 1994 г. по заказу IBS мы исследовали московский банковский рынок. Вели также исследования для компании Dellsystems. Их специалисты и познакомили меня с Сергеем Эскиным, который как раз в то время задумал провести опрос потенциальной дилерской сети. Сделав этот опрос, я осталась в “Дилайне”, который в то время только-только начинался.
Ольга Наумова начальник отдела маркетинга дистрибьюторского центра
“Дилайн”. Профессиональный социолог. “Я достаточно жесткий руководитель,
достаточно жесткий человек и считаю, что у меня сильный характер”.
И я считаю, что мой главный уже реализованный проект - вывод “Дилайна” на компьютерный рынок. Это сейчас в моем отделе пять групп, в которых работает 21 специалист. А ведь раньше нас было совсем мало. И приходилось все делать самим: придумывать фирменный стиль, разрабатывать идеологию старта, замышлять, какие провести акции, чтобы привлечь дилеров, какую идею заложить в рекламную кампанию. У меня года полтора не было руководителя рекламной группы. Зато теперь я доподлинно знаю, что такое верстка, цветоделение и т. д. А организация специальных событий... Наш первый Комтек... Первый дилерский симпозиум... Концепции этих мероприятий я разрабатывала сама. Это теперь я пишу задания для других. Но я досконально знаю всю работу, которую делает мой персонал.
PC Week: Ваши планы на будущее?
О. Н.: Готовить очередной Комтек, новый дилерский симпозиум, реализовать новые маркетинговые проекты. Какие, пока не скажу.
PC Week: Сейчас некоторые крупные компании отказываются участвовать в Комтеке...
О. Н.: Мы постоянно отслеживали информационные каналы, которыми пользовались наши дилеры. В 1997 г. наиболее действенными оказались советы знакомых и друзей (это следствие так называемого совокупного воздействия средств массовой информации), а затем - Комтек. Благодаря ему в прошлом году к нам пришло 20 очень хороших партнеров. Это достаточно много. Кроме того, мы постоянно должны быть на виду, показывать, что мы есть, что мы достаточно стабильны... На крупной выставке многие проблемы можно решить разом. Наконец, на выставке проще всего провести очередное маркетинговое исследование, поговорить с теми, кто работает с нами не так активно.
PC Week: Трудно ли женщине руководить мужским коллективом?
О. Н.: А у нас вовсе не мужской коллектив. Ребят, конечно, чуть-чуть побольше. Но ненамного. Правда, на складе работают одни мужчины, но ими мне несложно руководить. Я всегда чем-то управляла. Даже когда мне было четыре года, возглавляла банду маленьких мальчишек. Так что это у меня в крови. Видимо, я по природе администратор, знаю, кого куда поставить, кому что сказать. Тем более, что всю работу, которую делают мои подчиненные по пяти направлениям, я знаю и понимаю. Я достаточно жесткий руководитель, достаточно жесткий человек и считаю, что у меня сильный характер. Возможно, это минус. В то же время я считаю, что очень важно внимательно слушать людей. Если они хотят услышать мой совет, я его дам. В отделе маркетинга должны работать творческие люди, и ими нельзя руководить по принципу: прямо, направо, налево. Тогда они перестанут проявлять себя... У многих из них достаточно тонкая душевная организация, и ими нельзя командовать. Если такому человеку пару раз приказать без всякого объяснения, то это его парализует. Потом он все время будет спрашивать: а что делать дальше? Разумеется, в маркетинге есть и рутинные операции, но 30% нашей деятельности - это решение нестандартных задач. Одним словом, своими людьми мне руководить нетрудно. Психологически несложно иметь дело и со своими коллегами - они на пол особенно и не смотрят. Проблемы иногда возникают при общении с внешним (по отношению к компьютерному) деловым миром. Взять, например, организацию достаточно дорогостоящего бизнес-тура. Некоторые начальники, особенно так называемые восточные люди, с которыми приходится иметь дело, не воспринимают всерьез женщину - менеджера по маркетингу, да еще молодую. Считают ее чем-то вроде секретарши. И искренне полагают, что она не может решать деловые вопросы и самостоятельно принимать решения. Это плохо. Это мешает.
Да и что греха таить, исторически сложилось так, что при прочих равных условиях предпочтение всегда отдается мужчине. Женщинам обычно оставляют ту часть дела, которая никак не связана с бизнес-логикой, с управлением как таковым. Многие считают, что женщина не может решать бизнес-задачи. Ее удел - культура, просвещение, преподавание чего-то. Но в этом есть и свои плюсы. Так, например, девушке-интервьюеру проще провести социологическое исследование в какой-либо организации, так как мужчины ей с удовольствием поулыбаются и честно ответят на все очень серьезные вопросы, считая, что она все равно ничего не поймет. Я с этим явлением сталкиваюсь постоянно! Женщине проще получить информацию, но продвинуться в должности достаточно тяжело. Да что далеко ходить, я сама с большой неохотой принимаю на работу женщин... Женщин-менеджеров мало. И это нормально. Женщины обычно четко исполняют обязанности, но делать что-то до потери пульса не будут. Просто потому, что у них голова занята семьей, юбками, всякими увлечениями... Для большинства мужчин работа - дело номер один. Про женщин это обычно не скажешь.
PC Week: А у вас время на отдых или “простое домашнее счастье” остается?
О. Н.: При становлении “Дилайна” мы работали буквально круглыми сутками. Сейчас мой рабочий день продолжается часов десять-одиннадцать. Это уже легче. Тем более что я “сова” и люблю поработать вечером. Я уже могу выкроить время, чтобы три раза в неделю часа по два позаниматься в спортивном клубе - бассейн, различные тренажеры, аэробика, сауна и т. д. Кроме того, я люблю готовить (причем не по рецептам, а по вдохновению!) и страшно люблю вкусно поесть. Люблю водить машину, поэтому пешком хожу только дома и по офису. Раньше с большим удовольствием шила... Сейчас времени на шитье не хватает. Но что еще хуже - не хватает времени на простое человеческое общение. Раньше у меня было много друзей, и народная тропа ко мне буквально не зарастала... А теперь все стали слишком деловыми... Да и я сильно изменилась за время сотрудничества с “Дилайном”.