Нив Спелман: ”В России меня знают гораздо лучше, чем в Ирландии”

Бизнес-вуменизм на компьютерном рынке России

PC Week: Как вы попали в компьютерный бизнес?

Нив Спелман: Можно сказать, случайно. В школе я учила немецкий язык, он мне легко давался, и я хотела продолжать его изучение. Кроме того, хотелось получить образование в Тринити-колледже - это самый известный и, на мой взгляд, самый хороший университет в Ирландии. Я решила совместить освоение немецкого языка с изучением экономики, но оказалось, что в колледже эти предметы нельзя изучать вместе. С совершенствованием немецкого языка можно было совместить изучение испанского или французского. В Ирландии же очень много людей, великолепно владеющих основными европейскими языками, и поэтому с таким багажом знаний очень сложно найти работу. Чтобы не было проблем с трудоустройством, нужно чем-то отличаться. Я поступала в университет в 1987 г. В России в ту пору началась перестройка, и многие связывали с ней свои надежды. Поэтому я решила изучить русский язык. Таких желающих в том году оказалось человек пятнадцать (хотя раньше набиралось не больше пяти). Видимо, не одна я думала, что изучение русского языка - очень перспективное занятие. Однако выдержать весь четырехгодичный курс смогли лишь четверо. Остальные довольно быстро поняли, что освоить ваш язык очень трудно. Одним словом, я выбрала немецкий и русский язык, и причем русский - в качестве основного. То есть по образованию я славист - специалист по русскому языку и литературе...

Сразу после окончания университета одна ирландская фирма, занимающаяся системной интеграцией и продажами (“под ключ”) компьютерной техники, предложила мне работу в Москве. В первый год я была простым менеджером по продажам. Затем работала с корпоративными заказчиками. А на третий год была уже начальником отдела продаж. Потом меня пригласили в HP начальником отдела маркетинга. В этой должности я проработала два года, а теперь уже больше года являюсь начальником отдела информационных систем. Но, повторяю, в компьютерный бизнес я попала случайно, так как до окончания Тринити-колледжа у меня никаких связей в компьютерном мире не было.

По натуре же я отношусь к людям, которые любят тонкости бизнеса, любят процесс продаж. Наверное, это идет от семьи. Моя мать всегда была деловой женщиной и вела свой бизнес. Мой отец был судья, один старший брат - адвокат, другой - бизнесмен.

PC Week: Как за шесть лет изменились ваши представления о ведении бизнеса в России?

Н. С.: Общие правила ведения бизнеса везде примерно одинаковы. Оборот и прибыль - это глобальные понятия. Но в каждой стране есть и свои особенности. В России, например, мы гораздо чаще встречаем заказчиков, которые очень хорошо знают и понимают технику, хорошо образованны. На Западе корпоративные заказчики обычно не сильно разбираются в том, что покупают. Гораздо в большей степени они ждут совета от реселлера. Здесь же разговор между заказчиком и реселлером ведется совсем на другом - более высоком уровне.

В то же время структура московского представительства HP ничем не отличается от аналогичной структуры HP в любой другой стране. Что же касается методов ведения бизнеса, то отличий становится все меньше и меньше. Большие заказы все чаще оформляются в результате тендера. Так, в прошлом году у нас не было ни одного контракта выше чем на полмиллиона долларов, заключенного без объявления тендера. А пять лет назад заказ на такую сумму спокойно можно было получить без всякой конкурентной борьбы.

PC Week: Как строится ваш рабочий день? Сколько времени уходит на разбор электронной почты, на общение с подчиненными, составление разного рода отчетов и так далее?

Н. С.: Время вне офиса (все, что связано с командировками) составляет примерно две-три недели в квартал. Свой рабочий день в разное время я могу строить по-разному. Например, в последний квартал финансового года (в HP он кончается 31 октября) я ужасно занята различными финансовыми вопросами: расписываю статьи расходов на будущий год, отправляю их в европейскую штаб-квартиру, там их рассматривают, потом мы начинаем торговаться... Я должна также составить свой бизнес-план, решить, насколько необходимо расширить штат сотрудников, множество других вопросов.

А в другое время примерно полтора часа в день я работаю с электронной почтой (почти никогда не посылаю факсы). Ко мне ежедневно приходит около 50 электронных писем, разумеется, не каждое из них требует ответа. Многие являются чисто информационными. Отвечать нужно примерно на половину. Но на половину из этой половины можно ответить сразу, а остальные требуют некоторых размышлений или сбора дополнительных данных. Каждый день у меня проводится примерно три встречи - с партнерами, с заказчиками, с приезжающими в Россию сотрудниками HP (это занимает в общей сложности часа два-три). Часа полтора уходит на телефонные переговоры с партнерами (я стараюсь постоянно быть в курсе всех дел). Остальное время я отдаю общению с нашими сотрудниками. Общие совещания у нас не практикуются, и большинство бесед проходит на рабочих местах.

Если приезжает кто-то из Европы, то день может начаться в 8:30 утра, а закончиться в 12 ночи. Обычно же он продолжается с 9 до 19. Это больше, чем требует законодательство, но все происходит по своей воле. По субботам и воскресеньям работаю лишь в крайнем случае.

PC Week: Сколько специалистов в вашем подчинении?

Н. С.: В московском представительстве HP работает свыше 200 человек. Из них 34  -  в отделении информационных систем. У нас пять специализированных отделений (наше, кстати, самое продуктивное  -  оно обеспечивает около 80% бизнеса HP в России), не считая административного отдела, отдела кадров, технической поддержки, финансового отдела по растаможиванию и т. д.

PC Week: Легко ли женщине быть руководителем коллектива?

Н. С.: Все зависит от личности самого человека. Я не считаю, что так уж важно  -  мужчина на должности или женщина. У человека либо есть способность руководить коллективом, либо нет. Я не чувствую, что на мои деловые отношения с коллегами как-то влияет мой пол. В то же время в России принято уважение к женщине. И это, конечно, очень приятно. По характеру я не конфликтный человек. Мне очень помогает исключительно высокий профессиональный уровень тех людей, с которыми я работаю. Мне не нужно глубоко вникать в суть их работы. И они скорее советуются со мной, чем ждут от меня какой-то команды. Мне кажется, такой менеджмент куда более эффективен, чем командный стиль руководства.

PC Week: На Западе очень большое внимание уделяют проблеме управления коллективом. Есть даже целая наука об этом... Какую позицию в этом вопросе занимает HP? В чем состоит философия компании?

Н. С.: Я бы сказала, что мы довольно сильно отличаемся от других компаний, хотя у нас тоже есть подчиненные и начальники. Начальники есть и у меня. Даже два  -  Ник Росситер (Nick Rossiter), генеральный директор представительства HP в России, и Кевин Керней (Kevin Kearney), менеджер по работе с партнерами в Восточной Европе. Для HP вообще очень типично, что у человека два начальника (по разным направлениям). И это довольно эффективно. Руководство HP считает, что если дать человеку все ресурсы, которые ему нужны, то он будет работать хорошо и эффективно. Оно исходит из того, что каждый человек стремится сделать свою работу как можно лучше, и поэтому ему нужно способствовать ресурсами, тренингом. А жесткое управление не требуется. Командный стиль работы не принят в HP, и попытки командовать воспринимаются очень плохо.

Задача менеджера  -  установить деловую атмосферу... Поэтому мы заинтересованы в обучении людей и уделяем повышенное внимание тем специалистам, которых считаем перспективными менеджерами. Разумеется, персоналу необходим хороший офис, хороший кафетерий и т. д.

PC Week: Руководители многих отечественных компаний много времени и сил уделяют составлению должностных инструкций. Как обстоит дело в HP?

Н. С.: Разумеется, у каждого сотрудника HP есть памятка, в которой написано, в чем заключается его работа. Но она занимает не больше одной страницы. Например, если человек работает в отделе маркетинга, то его должностная инструкция выглядит примерно так: составление квартального маркетингового плана, выполнение квартального маркетингового плана, представление на рынке новых продуктов, владение информацией по своим продуктам, общение с партнерами, составление финансового отчета по затратам, ну и так далее. То есть детали не указываются. Считается, что профессионалы знают, как им действовать в том или ином случае.

PC Week: Сколько времени проходит между объявлением вакансии и приемом на работу? Каков приблизительно конкурс?

Н. С.: Очень по-разному: от месяца до полугода. Если это открытая вакансия (когда речь идет о приеме менеджеров среднего звена через доступное всем объявление), то пробоваться на должность могут человек 40 - 50, если же конкурс закрытый  -  то обычно рассматривается небольшое число кандидатур.

PC Week: Замечено, что зарубежные структуры, которые возглавляют люди, хорошо знающие русский язык, работают на нашем рынке более успешно...

Н. С.: В этом нет ничего удивительного. Любой бизнес (не только компьютерный) сильно зависит от личных отношений. Если же человек не знает языка своего партнера, то он не может уловить тон, которым сказана та или иная фраза. В русском языке очень важны интонации. Поэтому иностранцы, прибегающие к услугам переводчика, могут воспринимать многие фразы, а то и весь разговор совершенно неправильно.

Версия для печати