ОФИС НА УГЛУ

Джеральд Грочоу

Если бы какой-нибудь владелец прогоревшего гаража, открывший на освободившихся площадях компьютерное производство, впал двадцать лет назад в летаргический сон, а теперь бы вдруг проснулся, то, возможно, сегодняшние достижения в области компьютерных технологий удивили бы его не так сильно, как вам кажется.

Пару десятилетий назад последним писком были машины с разделением времени. Эти мэйнфреймы обеспечивали вычислительной мощностью сотни людей, находящихся в различных, удаленных местах. Каждый из пользователей мог получить доступ к совместно используемым базам данных, а также кусочек дискового пространства для своих личных файлов.

В конце 70-х годов в компьютерных технологиях произошел качественный сдвиг. Корпорация DЕС выпустила мини-ЭВМ, и стали появляться такие понятия, как компьютер бухгалтерии, компьютер отдела ценных бумаг и т. д. По сравнению с мэйнфреймами мини-машины имели гораздо лучший показатель цена/производительность, их можно было покупать меньшими “кусками”, они работали под управлением менее сложных операционных систем и, как правило, имели более совершенные средства разработки.

В середине 80-х произошел очередной технологический скачок, и мы начали переводить свои приложения на ПК, а затем создали и клиент-серверные системы, объединив ПК в сети и распределив исполнение приложений между ними. Однако вместе с клиент-серверными системами у нас снова появились отдельные машины подразделений  -  в каждом уголке или чулане. В свое время бухгалтерия могла позволить себе заниматься администрированием собственного мини-компьютера, но управляться с множеством ПК, объединенных в сеть для выполнения клиент-серверных приложений,  -  это уже совсем другое дело. Требования системного администрирования заставляли собирать все серверы в одно место  -  “серверный цех”, в котором их нередко скапливалось больше сотни. Ими занимались специальные подразделения информационного обеспечения, специалистам которых и удалось наконец вычислить, что можно сэкономить немало денег, если купить несколько более мощных машин, исполняющих каждая по нескольку приложений. Эти “мегасерверы” во многом работают аналогично своим предшественникам двадцатилетней давности, уже тогда освоившим принцип разделения времени.

Интернет и интрасети, похоже, еще раз повторяют тот же самый путь, хотя и в “Интернет-темпе”. Все начиналось с отдельного сервера для каждого Web-приложения, но вскоре выяснилось, что с таким подходом количество серверов очень скоро может дойти до многих десятков. Теперь компании ведут политику централизации, возлагая исполнение основной массы приложений на все менее многочисленные, но более мощные серверы. И это еще не все. Очень привлекательной является возможность использования сервера для управления сотнями и тысячами клиентских машин в корпоративной интрасети (нагрузка на сервер при этом еще и увеличивается). Наш старина компьютеромеханик, пробудившись, почувствовал бы себя как дома!

Кажется, компьютерная отрасль движется по кругу: сначала мы идем в одну сторону, потом в другую, затем  -  все сначала. На самом деле это больше похоже не на круг, а на спираль: мы снова и снова пробуем концепции централизации и децентрализации, но на каждом витке оптимизируем системы по одному из измерений, скажем, по удобству использования, только для того, чтобы обнаружить, что “узкое место” переместилось куда-то еще  -  например, что проблемой стало удобство администрирования. И решение этой новой проблемы становится стимулом к прохождению следующего витка спирали. Настоящая же проблема состоит в том, что мы не знаем, где на очередном витке мы получим улучшение, а где  -  ухудшение.

Не важно, идет ли речь о соперничестве сетевых компьютеров с толстыми клиентами, Java с Visual Basic или объектных БД с реляционными,  -  главное, какие проблемы мы пытаемся этим способом решить и какие появятся в результате. Станет ли нам удобнее работать? Увеличатся ли текущие затраты и снизятся ли будущие? Главный менеджер по информационным технологиям, которому удастся найти ответы на эти вопросы, скорее всего, сможет продержаться на своей должности до следующего витка.           

С Джеральдом Грочоу, главным техническим директором в компании American Management Systems, специализирующейся на предоставлении консультационных услуг и разработке систем, можно связаться по адресу: jerry_grochow@amsinc.com.