Алина Трофимова    

Объявление Правительства и Госкомстата о снижении цен на различные группы потребительских товаров многими было воспринято скептически, хотя для некоторых секторов рынка это снижение оказалось реальным. Для примера мы решили проанализировать тенденции на одном из самых быстрорастущих секторов российского рынка  -  рынке телекоммуникаций.    

 

Что же произошло с ценами на сотовые телефоны и пейджеры за последние несколько лет? Они действительно серьезно подешевели  -  в несколько раз. Раньше пейджеры воспринимались как игрушка для богатых, теперь “маленького связного” все чаще можно увидеть у студента, школьника, представителя среднего класса. Многие операторы пейджинговой связи формируют свою маркетинговую и рекламную стратегию, направленную прежде всего на “человека с улицы”.    

 Цена на пейджеры и обслуживание

По словам вице-президента компании “Мобил ТелеКом” Александра Колчина, за последние годы цены на пейджеры в этой компании были снижены в среднем в полтора раза, а для некоторых моделей еще больше. Два-три года назад основная масса предлагаемых пейджеров (более 80%) предназначалась для “богатеньких Буратин”. Сейчас ситуация переменилась: только 20% покупателей относят себя к богатым, все остальные  -  это представители среднего класса. “Всего год назад самая популярная на российском рынке модель  -  Motorola Advisor  -  стоила у нас, включая два месяца обслуживания, $270, сегодня цена аналогичного контракта составляет $169, с месячным обслуживанием  -  $149”,  -  отметил Александр Колчин.    

 

Александр Вершинин, директор по маркетингу фирмы “Информ-Экском”, по этому поводу заметил: “Как и в целом по рынку, цены на пейджеры в нашей компании снизились. Полагаю, это закономерно  -  появилось больше продавцов, больше услуг. Что касается дальнейшего снижения цен, то, по моему мнению, цена может падать до тех пор, пока компания будет получать прибыль. И это естественно  -  вряд ли следует ожидать, что цены упадут еще на 50 или 100%: никакая компания не будет работать себе в убыток”.    

 

Многие фирмы стали продвигать на рынок новые, совсем дешевые, но при этом качественные модели пейджеров, предназначенных прежде всего для молодежи. В компании “Вессо-Линк” “пейджер для тинейджера”  -  однострочная модель Scriptor LX1 стоит, учитывая месяц обслуживания, $135, в “Мобил ТелеКом”  -  $125, в “Вессо-Тел” та же модель с двумя месяцами обслуживания  -  140$. А всего год или даже полгода назад в Москве нельзя было в крупной компании купить пейджер с обслуживанием дешевле $200.    

 

В последнее время многие большие компании  -  не только пейджинговые  -  стараются привлечь новых клиентов самыми разнообразными способами. “Сотовый телефон за рубль” или “еще один сотовый телефон  -  в подарок”, различные варианты подключения и всевозможные тарифные льготы  -  все направлено на то, чтобы поймать клиента в сотовые сети. На рынке сотовой связи также заметно существенное снижение цен -  четыре года назад покупателю телефона надо было выложить больше $5000, сегодня  -  около $1000. За последний год цены на телефоны были снижены примерно в полтора-два раза. Однако большинству представителей среднего класса сотовый телефон все-таки не по карману. К тому же, несмотря на ощутимое снижение цен, стоимость эфирного времени по-прежнему осталось весьма высокой: от 54 до 67 центов за минуту плюс $60 - $70 долл. каждый месяц за аренду линии плюс плата за дополнительные услуги и роуминг.    

 

Пейджинг все же более демократичен  -  так, средний контракт на пейджер с месячным обслуживанием в 10 - 12 раз (!) дешевле среднего контракта на подключенный сотовый телефон с прямым московским номером, при этом цена обслуживания не зависит от числа отправленных сообщений и обычно в нее входит стоимость стандартного набора услуг. Кроме того, пейджинговые компании постоянно придумывают различные “приманки” для людей с улицы, действительно позволяющие сэкономить средства.    

 

Так, многие фирмы при заключении годового контракта на покупку пейджера предоставляют бесплатное обслуживание на один или два месяца. Характерно, что маленькие пейджинговые компании (а их в Москве больше полутора десятков) вручают подарки новым клиентам, пришедшим по рекомендации своих знакомых  -  клиентов компании. Крупные компании чаще устраивают различные распродажи, посвященные юбилеям, праздникам и т. п. Среди привлекательных предложений можно отметить следующие:    

 

- однострочная модель Scriptor LX1, стоимость $125 - $135, включая месяц обслуживания (компании “Вессо-Линк”, “Мобил ТелеКом”);    

 

- четырехстрочные модели Motorola Advisor, NEC Optima, стоимость $169 - $172, включая два месяца обслуживания (“Информ-Экском”, “Вессо-Тел”, “Мобил ТелеКом”), $140 - $155, включая один месяц обслуживания (“Мобил ТелеКом”, “Радио-Пэйдж”).    

 

На вопрос о том, стоит ли ждать дальнейшего снижения цен, представители сотовых компаний единодушно заявляют, что стоит  -  постепенно цены сотового телефона и эфирного времени будут приближаться к среднемировым. Что касается пейджинга, то в нашей стране цены и на сами аппараты, и на их обслуживание сравнялись или даже стали ниже существующих в мире. В будущем следует ожидать появления новых моделей, которые будут сочетать в себе лучшие характеристики старых и невысокую цену.    

 

С автором статьи можно связаться по пейджеру: (095) 961-3333, аб. 45524.