R. & K. реализует свои амбиции
Андрей Колесов
На пресс-конференции годичной давности, подводя итоги деятельности компании R. & K. в 1996 г. и рассказывая о планах на следующий, генеральный директор фирмы Николай Можин обозначил главную цель так: стать производителем ПК номер один на российском рынке. В целом же стиль работы R. & K. был определен лозунгом: “Выходя на новый рынок, мы становимся там лидерами”. Реплику же одного из журналистов о больших амбициях компании руководитель парировал афоризмом: “Если амбиции небольшие, то они ненастоящие”.
Николай Можин: “Подведение итогов года -хороший повод подумать о планах на будущее”
На состоявшейся 19 февраля встрече с журналистами, посвященной результатам 1997 г., Николай Можин заявил, что в целом его компания выполнила поставленные год назад задачи, и уточнил: “Сегодня разница в объемах производства между двумя основными игроками*1 настолько незначительна, что нельзя уверенно говорить о чьем-либо первенстве. В будущем году мы приложим все усилия к тому, чтобы дать однозначный ответ на этот вопрос”.
-----
*1 Фирма "Вист" явно не была названа на пресс конференции
Были приведены и более конкретные итоговые данные: общий оборот группы R. & K. за прошлый год увеличился на 90%, а производство компьютеров - почти на 130%, достигнув 243 тыс. систем в год. (Из этого можно сделать вывод, что темпы роста продаж комплектующих были ниже показателей по общему доходу.) Кроме того, было заявлено, что, по мнению экспертов R. & K., доля компании на российском компьютерном рынке за год увеличилась с 6 до 9,7%. Этот показатель включает как ПК, собираемые под маркой R. & K., так и комплектующие, продаваемые “Аэртоном” и используемые для сборки ПК третьими фирмами. Некоторые приведенные данные вызвали серьезные сомнения у журналистов, но представители R. & K. заявили, что не хотят обсуждать ни свою методику оценок, ни данные других исследователей, подчеркнув, что “независимые исследования - дело независимых экспертов”*1.
-----
*1 По данным Dataquest, по итогам III квартала 1997 г. R. & K. занимала второе место на российском рынке: объем ее поставок достиг 109 тыс. ПК, что составило около 12% рынка. (Первое место Dataquest отвела компании “Вист” с долей рынка в 18%.) Между прочим, из оценок самой R. & K. следует, что общий объем продаж всех производителей ПК на российском рынке в 1997 г. составил не менее 2500 тыс. шт., в то время как другие исследователи (IDC, Dataquest) говорят о величинах в 1400 - 1600 тыс., а по мнению некоторых независимых экспертов, эта цифра не превышает 800 тыс. шт.
Тем не менее какими бы абсолютные показатели R. & K. ни были, следует признать, что компания действительно серьезно укрепила свои позиции на отечественном компьютерном рынке. В значительной степени это объясняется ее активным продвижением в регионы. Если еще год назад R. & K. считалась “московской” фирмой, то сейчас в столице реализуется только 40% ее ПК. Остальные 60% распределяются следующим образом: Центральная Россия - 17%, Урал - 14%, Сибирь - 9%, Поволжье - 8%, Южная Россия - 6%, Северо-Западный регион - 4%, Армения - 1%. Это объясняется существенным расширением дилерско-дистрибьюторской сети и расширением продаж по этим каналам, а также быстрым ростом числа региональных сервисных центров - сейчас их насчитывается 38.
Говоря о планах на будущее, Николай Можин подчеркнул, что если раньше деятельность компании определялась перспективами на один год, то сейчас руководство фирмы исходит из двухгодичного срока. Основные направления развития R. & K. в значительной степени связаны с расширением розничной торговли, которая поможет еще интенсивнее продвинуться в регионы. В Москве компания намерена каждый год открывать по три собственных магазина розничной торговли в дополнение к двум уже имеющимся. В ближайшее время должен появиться первый магазин R. & K. в Санкт-Петербурге, а в течение двух лет - еще в четырех городах страны. При этом будет расширяться программа поддержки партнеров по розничной торговле, начатая в январе этого года (см. PC Week/RE, № 7/98, с. 67).
R. & K. ожидает, что в регионах ей придется столкнуться с достаточно серьезной конкуренцией со стороны местных малых сборщиков ПК, которые хорошо знают локальный рынок, имеют отработанные связи с пользователями, держат невысокие цены. В противовес им московская компания готова предоставить финансовые ресурсы для создания торговых точек на современном уровне, а также на проведение маркетинговых мероприятий. При этом она будет вести политику снижения цен (при дифференцированном подходе к разным регионам), которая обеспечит нужный уровень конкурентоспособности компьютеров R. & K. и местных производителей.
Следует вспомнить, что свой прорыв на рынок ПК в 1996 г. фирма осуществляла, используя тактику снижения цен при минимальном уровне прибыли. Тогда руководители R. & K. объясняли это тем, что общая прибыльность компании достигается за счет успешной торговли комплектующими. И хотя цены на компьютеры марки Wiener продолжают оставаться относительно невысокими, в прошлом году, по заявлению Николая Можина, их производство и продажа стали весьма рентабельным делом.
Дистрибуция комплектующих, которую выполняет компания “Аэртон” из группы R. & K., также развивается успешно. По мнению экспертов “Аэртона”, на долю фирмы приходится 25% российского рынка компонентов для ПК. Кроме того, компания расширяет дистрибуцию мониторов (LG, Sony, Philips), принтеров (OKI, HP), накопителей (Iomega), источников бесперебойного питания (TrippLite), компьютерных систем (Acer, HP), а также OEM-продуктов Microsoft. Похоже, прошел период прохладных отношений между “Аэртоном” и Samsung: в начале нынешнего года они возобновили сотрудничество, прерванное полтора года назад.
Совершенно очевидно, что расширение производства собственных ПК в определенной мере входит в противоречие с продажей комплектующих для независимых сборщиков, а также с дистрибуцией компьютеров brand name. Однако Николай Можин считает, что такая внутренняя конкуренция является хорошим стимулом к саморазвитию обоих направлений деятельности R. & K..
На пресс-конференции было объявлено о том, что в нынешнем году R. & K. решила самым серьезным образом заняться производством серверов. При этом компания намеревается изменить своему принципу самостоятельной разработки новых моделей и начать выпуск серверов на базе испытанной платформы Intel. Вспомним, что еще весной прошлого года R. & K. представляла некоторые пробные модели серверов своей разработки. С большой степенью достоверности можно предположить, что выбор Intel в качестве основы решения определяется не столько техническими аспектами проблемы, сколько возможностью получения от американской корпорации мощной маркетинговой поддержки: Intel в последние годы прикладывает огромные усилия к тому, чтобы продвинуться в сегменте серверов.
Журналистам были представлены две модели серверов начального уровня Wiener Xi для создания Web-узлов и работы в малых и средних локальных сетях, а также новый вариант настольного ПК - Wiener Compact, помещенный в миниатюрный корпус desktop и предназначенный специально для домашних пользователей и сектора SoHo. На пресс-конференции было также объявлено, что в III квартале нынешнего года R. & K. планирует начать производство мобильных систем.
Телефон группы компаний R. & K.: (095) 230-6350. * Фирма “Вист” явно не была названа на пресс-конференции.