Анна Зуева
Состоявшийся в конце января семинар “Бизнес-презентации. Технические и психологические аспекты”, проведенный DeLight 2000, поверг слушателей в состояние глубокой задумчивости.
Чем-то все это напоминало уличные картинки начала века, когда в городах появились первые автомобили, завидев которые лошади фыркали и шарахались в стороны. Автомобили же, издавая не менее страшные звуки, двигались со скоростью пары лошадей.
Анна Зуева
Теперь представьте, что вы собрались заняться частным извозом и выбираете себе средство передвижения. Задача непростая: то ли выбрать лошадь - животное понятное и привычное, то ли сделать ставку на автомобиль, купить краги, шлем, защитные очки и разъезжать на зависть публике. Но ведь в любой момент этот драндулет может сломаться и встать у придорожной канавы, а разобраться в нем - доступно далеко не каждому.
Похоже, именно в таком положении оказались на семинаре многочисленные представители энергетических и транспортных организаций, собирающиеся установить системы отображения видеоинформации в своих диспетчерских и центрах управления. Временное равновесие между старой и новой технологиями, когда одна еще не победила, а другая еще не отошла в прошлое, заставляет серьезно задуматься. Что выбрать: испытанную технологию трехлучевых проекторов, современную технологию на жидких кристаллах или новейшую технологию цифровой обработки света, о которой рассказывалось на семинаре? Аналоговое или цифровое?
Трехлучевые проекторы
Первые электронно-лучевые трубки (кинескопы) появились еще в тридцатых - сороковых годах. 70-е годы стали эпохой активного развития трехлучевых проекторов.
Три электронно-лучевые трубки, каждая из которых проецирует изображение синего, зеленого или красного цвета, формируют изображение на экране. Чтобы оно получилось четким (чем славятся трехлучевые проекторы), требуется чрезвычайно аккуратная настройка.
Трехлучевые проекторы чувствительны к изменениям внешней среды - если проектор перемещается или температура в комнате меняется, необходима дополнительная перекалибровка. И хотя некоторые новейшие модели поставляются с набором автоматических калибровочных систем, настройка трехлучевых проекторов должна проводиться обученным специалистом. За дальнейшей эксплуатацией также должны следить специалисты, что заметно повышает стоимость послегарантийного обслуживания.
Трехлучевые проекторы способны круглосуточно функционировать от 7 до 10 тыс. ч. Известен случай, когда трехлучевой проектор круглосуточно работал год, не требуя никакого технического сопровождения.
Такие проекторы не бывают мобильными - их вес зачастую превышает 70 кг, а по размеру они сравнимы с письменным столом. Поэтому чаще всего они используются стационарно: подвешиваются на потолок или устанавливаются с обратной стороны просветного экрана.
Трехлучевые проекторы главным образом применяются для демонстрации качественного видеоизображения или компьютерного изображения с высоким разрешением (от 1024х768 и выше) на большом экране. В этой области они пока лучшие.
Жидкокристаллические проекторы
Ситуация начала активно меняться в прошлом году. Впервые жидкокристаллические проекторы стали демонстрировать разрешение 1024х768 (XGA). Ожидается, что в 1998 г. мобильные ЖК-проекторы смогут похвастаться разрешением SXGA 1280х1024. Быстро увеличивается яркость: сначала 650 ANSI-люменов для VGA-разрешения (в начале 1997 г.), к марту ожидаются жидкокристаллические проекторы со световым потоком 1000 ANSI-люменов при разрешении XGA.
Долгое время ЖК-проекторы страдали одним недостатком - наличием яркого пятна в центре изображения и темных пятен по краям. Но и здесь ситуация стала меняться - равномерность распределения освещенности по полю экрана во многих проекторах достигла 85%.
Интересно исследование, проведенное известным экспертом Вильямом Боханном (William Bohannon). Он сравнил Epson EMP-700 (жидкокристаллический проектор, разрешение XGA, цена в Америке 12 999 долл.) и Mitsubishi VS-1281 (трехлучевой проектор, разрешение SXGA, цена в Америке 124 995 долл.). Яркость изображения у проектора Epson оказалась в полтора раза ярче, а равномерность распределения освещенности почти в два раза выше. Однако проектор Mitsubishi показал лучшую контрастность (в два раза), поскольку демонстрируемый им белый цвет был более “белым”, а черный - более “черным”, чем у ЖК-проектора. Яркие фары машин в ночи выглядят действительно яркими у трехлучевых проекторов и тусклыми и приглушенными у ЖК-проекторов.
По качеству изображения трехлучевые проекторы превосходят ЖК-проекторы - и все из-за пиксельной структуры жидкокристаллических матриц. Образ, проецируемый ЖК-проекторами, выглядит кубистским и менее реальным.
Что же касается круглосуточной работы в диспетчерских и центрах управления, альтернатив трехлучевым проекторам пока существует немного.
Небольшие мобильные жидкокристаллические проекторы не рассчитаны на долгий период использования. Яркая лампа, работающая в небольшом корпусе, требует постоянного отвода тепла, для чего и служит вентилятор. Гарантировать непрерывную работу проектора более 12 часов я бы побоялась.
Основным соперником трехлучевых проекторов стали проекторы, использующие технологию цифровой обработки света, разработанную американской компанией Texas Instruments. Именно об этой технологии и шла речь на семинаре.
Технология цифровой обработки света
Основой технологии цифровой обработки света (DLP-технологии) служит DMD-кристалл (Digital Micromirror Device), состоящий из 508 800 микрозеркал размером 4х4 мкм и представляющий собой полупроводниковый переключатель света.
Каждое зеркало - это один элемент матрицы 848х600 точек, управляемый цифровым сигналом от индивидуальной ячейки памяти. Зеркала могут изменять свой наклон между двумя крайними положениями (угол +10 градусов для включенного положения, угол 10 градусов - для выключенного). Во включенном положении зеркало направляет поступающий свет в объектив, а затем на экран, в выключенном состоянии отраженный от зеркала свет направляется в световой поглотитель
Поступающий входной сигнал преобразуется в RGB-данные, которые записываются в статическую оперативную память DMD-кристалла.
Свет от лампы поступает через фокусирующие линзы на вращающееся цветовое колесо, состоящее из красного, синего и зеленого фильтра. Цветовое колесо и входной сигнал связаны между собой и в случае прохождения света через красный фильтр зеркала отклоняются на угол +10 градусов, если соответствующий пиксел содержал красный цвет.
Скорость вращения цветового колеса такова, что цветовые поля обновляются 180 раз в секунду, - столь мгновенная смена цветов абсолютно незаметна для человеческого глаза.
Такая технология обеспечивает высокую яркость изображения на экране, так как основная потеря яркости происходит на этапе прохождения света сквозь стеклянную поверхность панелей. Квадратные зеркала имеют размер 16х16 мкм и разделены зазором в 1 мкм, так что 90% падающего света попадает на зеркала и только 10% приходится на зазоры между ними. Благодаря выбранной топологии в образе, проецируемом на экране, почти не видна структура изображения, столь заметная в жидкокристаллических матрицах.
Прогресс в области технологии цифровой обработки света поистине стремителен. Первые прототипы проекторов появились два года назад, а уже многие известные производители трехлучевых проекторов выпустили собственные DLP-проекторы. Это проекторы AmPro 5000 MxAlice (1300 ANSI-люменов), Electrohome VistaPro 2000 (2000 ANSI-люменов), Sony VDP-S1800Q (1800 ANSI-люменов). Все они имеют по три DMD-кристалла, причем каждый отвечает только за один первичный цвет. Разрешение 848х600 точек.
Появились и первые видеокубы LiteMaster фирмы SYNELEC. Тоже с разрешением 848х600 точек. В ближайшее время первая видеостена, использующая цифровую обработку света, будет установлена в ОДУ Средней Волги, и думаю, она заинтересует специалистов.
Небольшая глубина кубов, дающая возможность установить видеостену в помещениях различного типа, равномерность распределения освещенности по полю экрана, 160-градусный угол обзора, позволяющий эффективно использовать видеостену при полукруглой расстановке рабочих мест диспетчера, - все это относится к достоинствам DLP-кубов, так же как и то, что им не требуется периодическое сведение цветов.
Существует только одно “но” - разрешение демонстрируемого изображения не может превышать SVGA-разрешения, что недостаточно для репродуцирования сложных карт и детальных схем. Ожидается, что в этом году Texas Instruments выпустит первый XGA DMD-кристалл, а значит, появятся видеокубы и проекторы с разрешением 1024х768.
Новый проектор, с новейшей технологией Direct Drive Image Light Amplifier, о которой никто ранее не слышал, с разрешением 1365х1024 и световым потоком 1000 ANSI-люменов, объявила корпорация Hughes-JVC. Первая его демонстрация состоялась в европейской штаб-квартире корпорации 19 февраля. Утверждается, что качество проецируемого изображения аналогично тому, которое обеспечивают светоклапанные проекторы.
Что же выбрать сегодня? Однозначного ответа нет. Что лучше - старый друг, чьи недостатки ты хорошо знаешь, или новый приятель, чьи несомненные достоинства очевидны?
Что же касается разрешений от 1600х1200 и выше и качественной демонстрации аналогового видеосигнала, трехлучевым проекторам равных здесь нет. Пока.
Анна Зуева, директор компании Delight 2000. К ней можно обратиться по телефону: (095) 912-6346, по электронной почте: zoueva@delight.msk.ru или 101701.1060@compuserve.com.