Несколько ”мини-браузеров” на одном экране, или Как программировать кадры HTML
Рецензии
Юрий Толкачев
J. C. Teague. How to program HTML Frames: Interface Design and JavaScript. Emeryvill, Ziff-Davis Press, 1997. - 432 p.
S. Arpajian, R. Mullen. How to Use HTML 3.2. Emeryvill, Ziff-Davis Press. 1996. - 220 p.
Во время чтения серьезной книги у вас наверняка возникает порой потребность обратиться по данному вопросу к другому источнику. Еще в далекие шестидесятые философ Тед Нельсон, излагая свою концепцию гипертекста, отмечал, что для более полного восприятия материала знания из различных источников необходимо отображать в одном месте (на одном экране персонального компьютера, как сказали бы мы сейчас). Наиболее эффективным, а потому и популярным воплощением этих идей стала распределенная гипертекстовая система World Wide Web.
Книга “Как программировать кадры HTML” издательства Ziff-Davis Press корпорации Prentice Hall*1 посвящена следующему важному этапу на пути реализации принципов гипертекста. Она описывает одно из многообещающих расширений языка гипертекстовой разметки HTML - возможность разделения экрана на несколько окон, в каждое из которых загружается отдельный документ.
-----
*1 Книги можно приобрести в АО CPS (телефон: 095/930-0591), а также в представительстве корпорации Prentice Hall в Москве (телефон: 095/251-4504).
Написанная профессиональным Web-дизайнером, книга позволяет не только достаточно быстро освоить методы создания Web-документов, но и познакомиться с особенностями этой технологии и научиться самостоятельно преодолевать возникающие проблемы. Причем для этого совсем не обязательно быть программистом. Состоит книга из шести частей (20 глав), ряда приложений и предметного указателя. В первой части изложена история воплощения указанных идей - от первой гипертекстовой системы Теда Нельсона (1965 г.) до появления “Всемирной паутины”, языка гипертекстовой разметки HTML, браузеров и, наконец, технологии кадров, которая впервые начала использоваться в конце 1995 г. в бета-версии браузера Netscape Navigator 2.0. Кстати, здесь любознательный читатель узнает, что самым древним примером гипертекста считается Талмуд, текст которого размещен на страницах весьма оригинально.
Далее рассмотрены общие принципы программирования и использования документов, содержащих такие HTML-элементы, как кадры. Сопоставлены характеристики традиционного и кадрового Web-документов.
Во второй части описаны принципы использования базовых управляющих кодов HTML, зная которые читатель может приступить к созданию собственных страниц, содержащих кадры. При этом выделены особенности реализации кадровых документов в двух наиболее популярных браузерах - Netscape Navigator и Microsoft Internet Explorer.
Рассматривая функциональные возможности языка сценариев JavaScript, автор показывает, каким образом при создании Web-документов можно использовать его базовые элементы - обработчики событий, объекты, свойства и методы. Здесь же рассмотрены методы динамического управления содержимым кадра.
Материал, представленный в третьей части, расширяет представление о технологии кадров. Здесь, в частности, разбираются не только достоинства этой технологии, но и присущие ей ограничения, например увеличение времени загрузки из-за того, что каждый файл загружается отдельно и должен иметь свое собственное сетевое соединение. Рекомендации автора позволяют определить целесообразность использования технологии кадров в том или ином случае.
Далее разобрана вся последовательность действий по созданию кадрового документа.
В четвертой части рассмотрен комплекс вопросов, связанных с разработкой привлекательного для посетителей информационного узла Web. Основное внимание здесь уделено принципам формирования удобного интерфейса пользователя.
Читатель знакомится с различными методами компоновки элементов и другими средствами, с помощью которых страницы можно делать более привлекательными и удобными для чтения. Большую ценность для разработчиков HTML-документов представляют разделы, где автор делится своим опытом использования цвета, графики, свободного пространства на экране для лучшего восприятия отображаемого материала.
Показывая, как избежать ряда недостатков, присущих многим узлам Web, он приводит рекомендации, позволяющие добиться вполне профессионального вида узла, кстати, здесь обращается внимание на то, что для высокой посещаемости узла необходимо, чтобы он работал на различных компьютерных платформах (Mac, PC, UNIX), а при создании Web-документа не следует ориентироваться на один тип браузера.
Затем читатель знакомится с авторскими инструментальными средствами создания HTML-документов (редакторами различных типов, преобразователями форматов файлов).
Многих несомненно заинтересуют представленные в книге примеры Web-публикаций, значительная часть которых разработана автором книги, - электронный журнал Kairos (в двух версиях - с кадрами и без них), ряд страниц, посвященных литературе, искусству и другим сферам человеческой деятельности. Здесь же даны пояснения, каким образом в Web-страницу помещаются звуковые файлы. Заключительная глава посвящена сравнительно новому направлению в использовании Web - бизнесу, являющемуся сейчас самым быстрорастущим сегментом во “Всемирной паутине”.
В приложения вынесены: небольшой глоссарий, перечень команд языка HTML 3.2; таблицы кодов цветов, используемых в этом языке; адреса узлов Web (в порядке их упоминания в книге), где можно получить информацию, используемую при создании Web-документов.
Книга снабжена компакт-диском, на котором записаны сценарии, упоминаемые в книге, а также различные инструментальные средства.
Тем же, кто желает освоить язык HTML, можно порекомендовать еще одну книгу того же издательства под названием “Как использовать HTML 3.2”. Она являет собой хороший пример классического пошагового учебника по программированию для начинающих. Помимо описания основных функций языка HTML эта книга содержит краткие сведения о системе WWW, общем интерфейсе шлюза CGI, языке Java, популярных браузерах. Весь материал изложен очень наглядно и лаконично. Одна из восемнадцати небольших глав посвящена использованию кадров в браузерах корпорации Netscape. Имеется также приложение, содержащее справочный материал по языку HTML 3.2.
Обе книги издательства Ziff-Davis Press прекрасно оформлены, содержат множество красочных иллюстраций, значительную часть которых составляют примеры экранных изображений.