МЕТОДЫ ТОРГОВЛИ

Владимир Митин

Одна из основных идей выставок, проводимых компанией “Росинэкс”, как компьютерных, так и некомпьютерных, состоит в том, что представленные на них товары можно не только посмотреть, но и приобрести. Причем не на стендах, а в этаком выставочном универсаме, поставщиками которого, в идеале, должны быть все экспоненты. Это удобно и для посетителей, и для участников. Положа руку на сердце  много ли принципиально новых продуктов мы видим на выставках? А вот приобрести что-либо по случаю, да еще со скидкой, многие бы не отказались, да только со стендов обычно не торгуют... Ну не приспособлены они для этой цели... Хотя бы из-за отсутствия кассовых аппаратов с фискальной памятью. А вот кишащий опытными и психологически подкованными консультантами выставочный универсам, где все товары строго классифицированы  коврики к коврикам, мыши к мышам, принтеры к принтерам и т. д.,  гораздо больше располагает к покупке, чем выставочный подиум или отсек, ведь там стендисты в первую очередь озабочены отлавливанием крупных клиентов и на рядовых посетителей, заинтересовавшихся какой-либо мелочью, смотрят как на врагов, отнимающих драгоценное в буквальном смысле слова выставочное время.

“Аптечные универсамы ориентированы не столько на то, чтобы лечить

людей, сколько на то, чтобы проводить профилактику. Здоровая нация

здоровое государство” (Максим Костанди, фирма “Ланкс”)

На выставке “Суперфарма-98” (Москва, Выставочный центр на Красной Пресне, 25 марта, организаторы: “Росинэкс”, Правительство Москвы, Министерство медицинской промышленности РФ и корпорация “Биотэк”) давно вынашиваемая идея президента АО “Росинэкс” Игоря Прудникова впервые была реализована почти в полном объеме. Пройдя длинный  в выставке приняли участие свыше 100 экспонентов  ряд стендов со всевозможными аптекарскими и околоаптекарскими товарами (рубрикатор “Суперфармы” содержит 25 разделов), я с удивлением обнаружил сравнительно небольшой (площадь торгового зала  около 200 кв. метров) универсам со всеми привычными для нашего человека атрибутами: зоркие охранники, унылая очередь у камеры хранения, более оживленная очередь у касс и т. д. Вроде бы все как обычно, но есть и отличия: магазинные сумки, доверху забитые лекарственными препаратами, лечебной косметикой, средствами гигиены и т. д. (в обычном универсаме эти товары не продают, а в нормальной “прилавочной” аптеке никогда их в таком количестве не приобретают!). Налицо и непривычные для отечественного покупателя технологические особенности организации торгового процесса: каждый товар имеет небольшой ярлычок с магазинным штрих-кодом, кассы оборудованы сканерами для считывания штрих-кодов, вместо обычной очереди в рецептурный отдел можно постоять в электронной (см. ниже), да и номенклатура товаров поражает  около 10 000 наименований: таблетки, лосьоны, диетическое питание, лекарственные травы, очки, костыли, спортивные тренажеры и т. д. Другими словами, практически все, что необходимо для поддержания или восстановления здоровья.

“Честно говоря, мы не ожидали такого ажиотажа,  сказал генеральный директор ЗАО "Ланкс" (www.lanx.ru) Максим Костанди (именно эта компания установила в аптечном супермаркете компьютеризированную систему учета движения товаров с применением технологии штрихового кодирования). Даже посетители выставки, которые заглядывают в универсам просто так, обычно уходят с полной корзинкой... На центральный сервер  он работает под управлением Windows NT 4.0 Server  постоянно стекается информация о реализованной продукции... Подвоз товара идет постоянно”.

“Как организована борьба с несунами?”  поинтересовался я. “Во-первых, на многие изделия нанесены магнитные метки, улавливаемые охранной системой производства немецкой фирмы Esselte Meto,  сообщил коммерческий директор фирмы DataScan Евгений Лаврентьев.  Во-вторых, в любом супермаркете, и в аптечном тоже, есть группа так называемых дорогих товаров, выдавать которые на руки (до оплаты) администрация не решается. В нашем случае покупателю, пожелавшему приобрести достаточно дорогостоящую вещь, вручается карточка со штрих-кодом, соответствующим выбранному им товару и после оплаты в кассе ему оперативно (номер чека соответствует номеру отложенного пакетика) выдают этот товар на выходе из магазина”.

“Действующий супермаркет был сооружен всего за две недели и даже в

рамках выставочной деятельности давал очень приличные обороты: через

кассы за день (с 10 до 18 часов) проходило около 120 тысяч деноминированных

рублей” (Евгений Лаврентьев, коммерческий директор компании DataScan)

“Чтобы люди не стояли в очереди в рецептурный отдел, мы изготовили специальные карточки с уникальными номерами,  сообщил г-н Костанди.  Вы можете взять карточку c номером очереди и, бродя по залу, ждать появления этого номера на экране, расположенном около соответствующего отдела. Для повышения оперативности обслуживания лекарства, отпускаемые по рецептам, запаиваются в полиэтиленовый пакетик, на который наклеивается штрих-кодовый ярлычок, содержащий информацию обо всем содержимом пакетика,  это уменьшает нагрузку на кассира. Применяемый нами так называемый уплотненный штрих-код несет очень много информации о товаре: наименование, цену, номер партии, код поставщика, срок годности и т. д. С его помощью можно даже закодировать место выкладки товара (или имя выдавшего его продавца), чтобы затем проанализировать, с какой полки товар расходится лучше или кто из консультантов работает наиболее продуктивно”.

Надо заметить, что если для западного обывателя лекарственно-оздоровительный универсам с десятками тысяч наименований продукции  дело обычное, то организованная в рамках выставки “Суперфарма-98” аптека самообслуживания для России  новинка. Ее прелесть состоит не только в том, что имеющиеся в ней товары несколько дешевле (за счет больших оборотов и работы хозяев универсама непосредственно с поставщиками), но и в том, что номенклатура лекарственных средств и сопутствующих товаров существенно шире: если в привычной всем аптеке представлено 10001500 наименований товаров, то в первом отечественном аптечном супермаркете (через несколько месяцев он обретет постоянную прописку в одном из районов Москвы) их будет не менее 10 000. Для сравнения заметим, что на Западе не редкость, когда на полках универсамов выставлено около 50 000 лекарственных форм *1 и предметов для ведения здорового образа жизни.

-----

*1 Министерством здравоохранения РФ одобрено к применению около 13 000 лекарственных препаратов.

К идее создания системы управления аптечным супермаркетом “Ланкс” шел от комплекса автоматизации обычной прилавочной торговли, впервые показанного на московской выставке “Аптека-96”, и своей много лет совершенствуемой торгово-бухгалтерско-складской системы “Cуперменеджер”, установленной примерно в 400 торговых организациях, каждая из которых владеет 110 точками продаж. В частности, “Cуперменеджер” внедрен в нескольких секциях ГУМа и “Детского мира” *1.

-----

*1 Всего же “Cуперменеджер”  систему автоматизации бухгалтерского, складского и торгового учета по российским и западным стандартам, реализованную на базе Microsoft SQL Server, использует свыше 4000 организаций.

На  выставке “Суперфарма-98” установку охранной сигнализации и разработку технологий использования штрих-кодов (в ней применяются сканеры штриховых кодов производства итальянской фирмы DataLogic и принтеры печати этикеток американской компании Zebra) обеспечила российская компания DataScan. Мебель поставила итальянская фирма MEP s.p.a. (29 лет на мировом рынке и 6  на российском). И разумеется, не последнюю роль в пропаганде новых методов торговли сыграла корпорация “Биотэк”  официальный дистрибьютор нескольких десятков отечественных и зарубежных фармацевтических предприятий. Предполагается, что с ее помощью к 2000 г. аптечные супермаркеты появятся в большинстве административных округов Москвы. Стоимость ПО для поддержки работы аптечного супермаркета (включая услуги по его привязке к конкретному объекту) г-н Костанди оценил с очень большим разбросом (универсам универсаму рознь!): от 5 до 50 тыс. долл. Cтоимость ПО для компьютеризации обычной “прилавочной” аптеки существенно ниже  от 600 долл. до 15 тыс. долл.

Телефоны и адреса: “Росинэкс”  (095) 255-6500, rosin@garnet.ru; “Ланкс”  (095) 286-6600, info@lanx.msk.su; DataScan  (095) 289-9640, info@datascan.msk.ru; “Биотэк”  (095) 908-1091.          

Версия для печати