Александр Зайцев
Мобильные системы связи всегда интересовали не только военные, но и гражданские организации. Первой гражданской системой, имеющей глобальный охват, стала система спутниковой связи Inmarsat, введенная в действие международным консорциумом в середине 70-х годов. Министерство морского флота СССР использовало ее для управления судами, находящимися в Мировом океане. Сегодня корабли СССР распроданы, здание Минморфлота сгорело и потребность в централизованном управлении на какое-то время отпала. Тем не менее Inmarsat все шире используется для связи как на море, так и на суше. Российские интересы представляет АО “Морсвязьспутник”, через которое отечественные пользователи имеют доступ к системе спутниковой связи. Хотя общее число пользователей Inmarsat не превышает 50 000, система вполне себя оправдывает и приносит доход. Однако национальные операторы связи постепенно возвращают Inmarsat к тому, с чего она начинала. В Европе и в других регионах эта система предоставляет услуги связи только в открытом море вне 200-мильной экономической зоны. В пределах национальных границ, и в первую очередь для суши, начинает работать система лицензий и связь предоставляют национальные компании.
На основе опыта эксплуатации Inmarsat в развитых странах было предложено несколько проектов мобильных сетей с использованием спутниковых линий связи. В бывшем СССР один из первых проектов был разработан НИИРадио (здесь автор не совсем точен; возможно, правильнее было бы назвать МНИРТИ и ассоциацию “Марафон”. Прим. ред.) и получил известность под названием “Марафон”. На основе космической группировки спутников “Горизонт” было предложено выделить каналы для организации системы подвижной спутниковой связи (ПСС). Для осуществления проекта, как оказалось, не хватило многих составляющих: не было качественных пользовательских терминалов, не хватало энергетики линий связи через спутники “Горизонт” для работы с помощью имеющихся портативных терминалов, хронически недоставало средств бюджетного финансирования, и в довершение ко всему о гражданском частном секторе рынка вообще не шло и речи.
После распада СССР проблемы “Марафона” усугубились и многие наблюдатели сочли, что проект тихо скончался. На самом деле специалисты по спутниковой связи обьединились в АО “Информкосмос” и продолжили работы на базе тех заделов, которые были созданы в последние годы. Не все шло гладко, но сегодня мы знаем, что результаты есть и разработки по “Марафону” не пропали даром.
Новейшая история создания российских спутниковых систем связи весьма печальна. Многие организации по инерции продолжали планировать системы/проекты, для реализации которых не было ни средств, ни сил. Подобная участь постигла бы и “Марафон”, если бы не “Информкосмос”. Проект был выношен еще в советское время планового хояйства в меру грандиозный и в меру реальный. Новое время сильно сместило шкалу оценок: то, что раньше казалось реальным и грандиозным, стало заурядным и лишенным каких-либо шансов на реализацию из-за отсутствия финансирования.
В новых условиях “Информкосмосу” пришлось перестраивать свою деятельность. Не дожидаясь решения всех внутренних проблем, наши специалисты пошли на развитие сотрудничества с зарубежными конкурентами, сделав их партнерами. Недавно было создано российско-итальянское СП “МАРЕМС”, которое фактически взяло на себя осуществление идей “Марафона”. Итальянская компания Italsat имеет лицензию на создание Европейской мобильной сети связи (ЕМS, European land Mobile Services). На первом этапе был использован спутник Nova Telespazio в точке стояния 16,4 O в. д. с ретранслятором L/Ku-диапазонов. Диаграмма покрытия спутника охватывает практически всю континентальную Европу вплоть до Северного Урала. Под эту систему связи выпущены пользовательские терминалы, и сейчас идет опытная эксплуатация системы ПСС. В качестве наземной станции используется станция в Ларио (Италия). Ведется подготовка монтажа станции в Дубне (Московская область). Информацию по ЕМS можно найти в Интернет по адресу (www.telespazio.it).
Предварительные испытания терминалов в рамках “МАРЕМС”, проведенные в декабре 1997 г. на базе Северного территориального управления Гидрометслужбы в районе Архангельска и Нарьян-Мара, показали их перспективность для работы в условиях Арктики. При работе в телефонном режиме со штыревой антенной сигналы имели достаточный уровень для обеспечения уверенной связи. При применении фиксированной слабонаправленной антенны качество связи было всегда хорошим. Благодаря приемлемой цене стоимость минуты связи в системе “МАРЕМС” не более $2, тогда как тариф оператора наземной связи общего пользования из Нарьян-Мара составляет сегодня 23 руб. за минуту следует ожидать притока корпоративных пользователей. Вообще говоря, анализ рынка показывает, что пользователями системы “Марафон” станут в основном государственные и корпоративные заказчики.
Первый этап опытной эксплуатации должен завершиться в первом полугодии 1998 г., затем специалисты “МАРЕМС” рассчитывают начать коммерческую эксплуатацию. Для этого необходимо перевести российских пользователей с наземной станции в Ларио на станцию в Дубне. Кроме того, российская промышленность должна начать производство терминалов. Ожидается, что в 1998 г. число российских пользователей достигнет 150200. Успех дела непосредственно связан с запуском первого российского спутника “АРКОС” в точку стояния 40 О в. д. Запуск ожидается в 1999 г. При емкости в 300 эквивалентных каналов число пользователей увеличится до нескольких тысяч, и тогда можно будет говорить о коммерческом успехе системы “Марафон”.
На рисунке приведена схема развертывания первого этапа системы “МАРЕМС”/”Марафон”. Очевидно, что потенциальными пользователями системы должны стать авторанспортные предприятия и организации, ведущие совместные коммерческие проекты с европейцами, и среди них те совместные предприятия, которые находятся в отдаленных уголках России. Для них система связи “МАРЕМС” очень выгодна.
Сеть спутниковой связи МАРЕМС/Марафон
Рынок постоянно диктует свою линию реализации сложных технических проектов типа системы “Марафон”. В первую очередь необходимо найти стратегических инвесторов, в качестве которых могут выступать банки и крупные корпорации. Специалисты считают, что в России найдется достаточное число государственных и корпоративных пользователей системы “Марафон”. Подтверждением тому стало создание АО “АРКСАТ”, учредителями которого являются РАО “Газпром”, СБС “Агро”, СС “Лорал”, ФАПСИ и другие перспективные корпоративные пользователи.
АО “АРКСАТ” займется доработкой, запуском и управлением спутниками “АРКОС” как основой системы “Марафон”. В перспективе система будет содержать группировку из пяти спутников “АРКСАТ”. Очевидно, что создавать частные системы связи по рецептам “Марафона” не очень выгодно для России из-за их дороговизны, тогда как корпоративные пользователи могут и должны “потянуть” такую систему хотя бы по стратегическим соображениям.
Из сказанного следует, что Россия стоит на перепутье: или пытаться развивать свои национальные системы подвижной спутниковой связи и конкурировать с зарубежными системами, или сотрудничать с зарубежными консорциумами и делить с ними тощий российский рынок. На наш взгляд, правильное решение состоит в том, чтобы развивать национальные средства типа системы “Марафон”. Хотелось бы надеяться, что “Марафон” будет жить!
Телефон компании “МАРЕМС”: (095) 261-1371.
Автор статьи сотрудник ИЗМИРАН (г. Троицк).