Петр Чачин
Телекоммуникационные системы, способные находить любого абонента в любой точке мира, миниатюрные сверхбыстродействующие компьютеры, распознаватели речи (автоматические переводчики), телесвязь в домашних условиях - эти и многие другие технические достижения стали предметом обсуждения на двухдневном симпозиуме “Технологии ХХI века и технические университеты”. Симпозиум был проведен по инициативе Совета ректоров вузов России при поддержке Государственного комитета РФ по связи и информатизации, ряда университетов, а также компании Motorola (www.mot.com).
На нем выступили руководители Министерства науки и технологий, Министерства общего и профессионального образования, Госкомсвязи РФ А. Тихонов, Г. Козлов, Н. Мардер, вице-президент РАН Е. Велихов, вице-президент компании Motorola Терри Хенг.
Если в прошлом технический прогресс обеспечивался за счет мобилизации природных и технических ресурсов, то будущее - за интенсивным освоением информационных ресурсов. Ключевая роль в этом принадлежит соответствующей перестройке системы образования. Участники симпозиума отметили, что при всем различии проблем, стоящих сегодня перед системами образования в России и США, есть и некоторые общие тенденции. Главная из них - сокращение доли государственных ассигнований на образование. В России наибольший ущерб этот процесс наносит техническому образованию, требующему современного дорогостоящего оборудования. У США свои проблемы. На экономике этой страны негативно сказывается то, что желающих осваивать технические специальности становится все меньше, в то время как число рабочих мест инженерно-технического профиля заметно растет. По мнению участников симпозиума, сейчас необходимо изыскивать альтернативные источники финансирования высшей школы, прежде всего расширять самофинансирование.
В российских условиях большую поддержку техническим вузам оказывают региональные администрации. Именно в регионах во многом сегодня решаются судьбы отечественной системы высшего образования. Имея это в виду, Министерство общего и профессионального образования создало цепь региональных центров информатизации для сосредоточения вокруг них настоящих профессионалов своего дела. На службе высшей школы находятся ныне и 58 станций спутниковой связи системы РАНЕТ, разбросанных по всей России.
Техническое оснащение российских университетов, однако, оставляет желать много лучшего. Показательна ситуация с обеспечением доступа в Интернет. На симпозиуме отмечалось, что в России сегодня насчитывается всего лишь 120 тыс. пользователей Интернета. Для сравнения: в США их более 40 млн. Между тем, по словам Марата Гуриева, в недавнем прошлом сотрудника аппарата Президента РФ, установлено, что каждые 15 пользователей глобальной информационной сети создают одно дополнительное рабочее место.
На симпозиуме были также обсуждены вопросы интеграции деятельности университетов разных стран, международного обмена информацией по проблемам обучения и внедрения новых технологий.