Павел Гродек

 

Если любого человека, играющего в компьютерные игры, спросить, чем был знаменателен 1997 год, он, без сомнения, ответит: “Появлением 3D-ускорителей”. Эти устройства дают такое качество изображения и такую скорость отображения кадров, что от игры невозможно оторваться. Судя по всему, через полгода-год очень немногие игры будут поддерживать чисто программное отображение.

В нашей стране пока ускорителей не так уж много: цена высоковата, да и не все знают, что это такое. Но процесс уже пошел  -  в любом компьютерном магазине, услышав вопрос: “У вас монстры есть?”, не крутят пальцем у виска, а понимают, что речь идет о продукте фирмы Diamond Multimedia под названием Diamond Monster 3D. Созданный на базе набора микросхем Voodoo фирмы 3Dfx, этот ускоритель добился огромной популярности.

Фирма 3Dfx, на год обогнавшая всех конкурентов по производительности своим первым набором (Voodoo), похоже, собирается проделать это еще раз с помощью набора Voodoo2, скорость работы которого в 2 - 3 раза выше, чем у его предшественника. А Diamond, как и следовало ожидать, охотно подхватила инициативу и готовится выпустить Diamond Monster 3D II.

Состоявшаяся 10 марта пресс-конференция фирмы Diamond была посвящена сразу нескольким событиям. Во-первых, были представлены авторизованные дистрибьюторы Diamond в России: московские компании “Белый ветер  -  ДВМ”, “Лизард Компьютерз”, X-Ring и петербургская “МТ-Компьютерз”. Во-вторых, было рассказано о планах фирмы на ближайший год. А гвоздем презентации как раз и стало представление Diamond Monster 3D II.    

Россия - лидер

По словам Ульриха Хеннеке, менеджера по продажам Diamond Multimedia в странах Восточной Европы, Россия прочно занимает лидирующее положение по продажам, поэтому Diamond делает все возможное, чтобы успешно работать на нашем рынке. Все продукты поставляются в локализованном варианте, причем не только руководство по установке, а даже надписи на коробках сделаны на русском языке. Продукты проходят сертификацию в “Ростесте”, что особенно важно для модемов.

На 1998 год планируется выпуск нескольких интересных продуктов. Видеоплата Viper V350, созданная на базе набора микросхем nVidia RIVA ZX, и Stealth II G460 на базе набора Intel i740 предназначены для любителей игр, желающих получить на одной плате и традиционный двухмерный, и новый трехмерный ускорители. Выход обеих плат, поддерживающих шину AGP, намечен на III квартал, как раз к тому моменту, когда будут сняты с производства их предшественники. На них будет размещено ОЗУ объемом 8 Мб.

Модель Stealth 3D 4000, в основном рассчитанная на OEM-производителей, собрана на базе набора S3 GX2, существует в версиях с 2 и 4 Мб ОЗУ и предназначена для недорогих моделей компьютеров.

На выставке CeBit’98 будет впервые представлен модем Supra Express 56K, поддерживающий новый протокол V90, идущий на смену несовместимым между собой K56Flex и X2.

Среди звуковых устройств выделяется Monster Sound моделей M100 (полная) и M50 (упрощенная)  -  PCI-плата, реализующая трехмерный звук. Выпуск ее намечен на II квартал этого года.

Кроме того, было рассказано о SCSI-контроллерах серии FirePort моделей 40 Dual и 80 LVD. К первому из них можно подключить до 50 устройств, а второй позволяет использовать кабели длиной до 15 метров.    

Monster великий и ужасный

Итак, что же такое Monster 3D II? Этот ускоритель трехмерной графики выполнен в виде дополнительной платы, которая соединяется с обычной видеоплатой с помощью аналогового “сквозного” кабеля. Максимальное разрешение с поддержкой Z-буферизации составляет 800x600 точек. Monster 3D II сможет работать в поддерживаемом Voodoo2 режиме SLI (ScanLine Interleave, чередование линий развертки), то есть будет возможна совместная работа двух ускорителей через соединяющий их ленточный шлейф (фирма Diamond назвала такой вариант MEGAMonster). При этом скорость работы, правда, только в будущих играх, возрастет в два раза (скорость современных игр ограничена другими параметрами компьютеров), а максимальное разрешение в режиме с Z-буферизацией достигнет 1024x768 точек.

Monster 3D II поставляется со следующим программным обеспечением: драйвер для Microsoft Direct3D, драйвер для OpenGL-игр, Glide-драйвер (интерфейс, разработанный фирмой 3Dfx для своих ускорителей). Все эти драйверы  -  для Windows 95 и Windows NT. Комплект для розничной продажи Monster 3D II содержит следующие игры: полные версии Heavy Gear, Interstate 76 и Need for speed II SE, ОЕМ-версию TombRaider II, демоверсии, Joint Strike Fighter и Flight Unlimited и неинтерактивные демоверсии Final Fantasy VII и Daikatana.

И наконец, то, чего так ждут любители поиграть,  -  цифры производительности. Традиционный показатель  -  это скорость воспроизведения записанной игры в Quake2. Та версия платы, что была представлена на пресс-конференции, показала 64 кадра в секунду на demo2.dm2, что само по себе весьма неплохо, но поскольку точные данные компьютера, на котором происходила демонстрация, неизвестны, да и сама плата была неокончательной версии, то сравнивать эту цифру пока не с чем. Судя по данным, приведенным на западных Web-страницах (увы, до российской прессы платы доходят не быстрее, чем до покупателей,  -  производители, похоже, считают, что покупатели готовы поверить им на слово), платы на базе Voodoo2 действительно будут в 2 - 3 раза быстрее, чем на Voodoo.    

Что-то с памzтью моей стало

Выпуск платы Monster 3D II окружен массой интересных историй. Начнем с ее конфигурации. В прошлом году, когда первые образцы новых микросхем попали к производителям плат, никто не верил, что пользователи настолько привыкнут к новому типу устройств и будут готовы так много платить. Однако энтузиазм любителей игр оказался выше всяких ожиданий, они требовали все большей и большей производительности, и Diamond объявила в качестве базовой модель с 8 Мб, а не с минимально возможными 6 Мб. В феврале 1998 г. ажиотаж достиг апогея: Diamond просто завалили письмами с просьбой выпустить и более мощную модель, а прямой конкурент  -  фирма Creative  -  даже несколько дней держала на своем Web-узле страницу с гордым рассказом о своей плате с 12 Мб и подробной инструкцией, как отказаться от предварительного заказа на Monster 3D II (правда, впоследствии инструкцию все-таки убрали).

Diamond сначала сопротивлялась и терпеливо объясняла на своих Web-страницах, что Creative не понимает запросов любителей игр, которые хотят сэкономить деньги, но впоследствии тоже приняла решение о выпуске “старшей” модели с 12 Мб.

Вообще, вопрос об объеме памяти в современных ускорителях достаточно сложен. Дело в том, что она делится на две части: буфер кадра (там же располагается Z-буфер) и текстурную память. Модели с 6 Мб имеют для буфера кадра 2 Мб, что не позволяет работать с Z-буфером при разрешении выше 640x480. Voodoo2 настолько производителен, что и при разрешении 800x600 падения скорости практически не наблюдается, так что минимальная конфигурация явно недоиспользует его возможности.

С текстурной памятью все сложнее. Современные игры, рассчитанные на ускорители первого поколения, у которых ее обычно 2 Мб, сознательно используют как можно меньше текстур, чтобы минимизировать время на их загрузку в память ускорителя. В комплекте Voodoo2  -  два текстурных процессора, поделена поровну и текстурная память между ними. Так что на плате с 8 Мб на долю каждого текстурного процессора приходится по 2 Мб, как и на старых платах. Все тесты, проведенные на современных играх, показывают, что версии плат с 8 и 12 Мб почти не различаются по производительности. А разработчики игр в один голос заявляют, что следующее поколение их продуктов будет использовать больше текстур и падение производительности станет заметным. Что ж, поживем  -  увидим. Лично я себе буду покупать плату с 12 Мб, от греха подальше...

Не менее любопытна и история с временем выпуска. Плат на базе Voodoo2 очень ждали, и каждый день у производителей был на счету. Фирма Creative даже приняла решение не разрабатывать собственный драйвер, а использовать готовый, выпущенный самой компанией 3Dfx, которая разработала и Voodoo2. Это позволило ей выпустить в продажу первые платы еще 20 февраля. Однако, похоже, с производством какие-то проблемы, потому что до сих пор на американском рынке платы Creative  -  редкость.

А Diamond решила, как и в случае с Monster 3D, написать собственный драйвер и доработать конструкцию платы. В итоге срок выхода отодвинулся, причем довольно сильно. На одной странице пресс-релиза, розданного на пресс-конференции, в качестве даты выхода указано начало марта, что, как мы видим, не сбылось, а на другой  -  уже начало апреля. Посмотрим, получится ли. Судя по тому, что на презентации был показан достаточно старый вариант платы, который не замедлил зависнуть на первой же демонстрации, всякое может быть...

И еще одна история  -  о причудах американского рынка. “Киты” компьютерного бизнеса  -  Diamond и Creative  -  проявили расторопность и выкупили по 40% выпускаемых наборов Voodoo2. В результате на долю всех остальных производителей осталось всего 20%, да и те неизвестно когда будут поставлены, задержки даже по оптимистичным прогнозам измеряются месяцами. Так что выбор платы ни для кого особого труда не составит  -  уж из двух-то выбрать нетрудно.

Жаль, конечно, что у небольших фирм, одной из которых не так давно была сама 3Dfx, не будет возможности проявить себя: все-таки платы от крупных производителей чересчур ориентированы на OEM-поставки и не используют самых передовых (а значит, дорогих) решений. К примеру, выпуск сдвоенного (SLI) ускорителя на одной PCI- или AGP-плате не запланирован на ближайшее время ни у Diamond, ни у Creative, хотя, несомненно рано или поздно он состоится.

Связаться с фирмой Diamond можно по телефону в Москве: (095) 956-1254 или по адресу: www.diamondmm.ru.

Версия для печати