КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Елена Монахова
Моделирование занимает в нашей жизни более значительное место, чем кажется на первый взгляд. Скажем, заводя разговор с незнакомым человеком, мы, как правило, ориентируемся на присутствующий в нашем сознании стереотип, который, как нам кажется, больше всего соответствует людям подобного склада, т. е. некую, поначалу очень приближенную модель. По мере того как информации о разных качествах собеседника становится больше, мы корректируем свои представления, а значит, и соответствующую модель, при каждой итерации увеличивая ее объективность, приближая к действительному положению вещей. И все же никогда модель не станет полностью идентичной оригиналу. Но от того, насколько она достоверна (хотя бы в главном), будут зависеть наши взаимоотношения и ответы на большинство существенных вопросов - пойду ли я с ним в разведку, смогу ли вместе с ним работать (отдыхать, разделить постель, покорять Эльбрус...).
Елена Монахова
Наиболее привычно, пожалуй, использование моделей в технике - прототипы всевозможных систем автомобиля, самолета и т. п. помогают понять, насколько принципы, заложенные проектировщиками в эти устройства, дают ожидаемый результат. Сразу изготавливать полномасштабную систему и проводить эксперименты на ней не имеет смысла - дорого и долго. Активно моделируют и медики - ведь точно прогнозировать исход операций, производимых на человеческих органах, можно лишь после анализа результатов подобных опытов на животных, являющихся в данном случае приближенными моделями человека.
Язык, на котором разговаривает человек, тоже модель окружающего мира. Именно поэтому качество перевода зависит подчас не от того, насколько точно передал смысл переводчик, а от того, удалось ли ему вызвать у читателя те же образы, что и автору оригинала.
Своя роль в воздействии на социум, наверное, отведена топ-моделям или каким-нибудь секс-символам - они являют собой некий искусственно насаждаемый прототип, который, будучи принятым широкими народными массами, положительно повлияет на развитие бизнеса сразу в нескольких направлениях (скажем, в виде роста спроса на косметику, массаж, тренажеры или изощренные предметы туалета “а ля Мадонна”).
Семейство моделей велико и разнообразно и именно о них, как уже догадался проницательный читатель, пойдет речь в очередном выпуске раздела “Менеджмент” (см. с. 53) применительно к управлению бизнесом. В общем случае моделями могут служить разные материальные и нематериальные предметы, системы дифференциальных уравнений, объекты живой природы, просто схемы, в конце концов, несущие какую-то смысловую нагрузку. (Помните у Николая Рубцова: “Каждый выбирает для себя - слово для любви и для молитвы...”?)
Нынешние “модельеры”, занимающиеся проектированием управленческих информационных систем, рассматривают ИС как модель, отображающую состояние и динамику изменения параметров объекта управления, когда в качестве последнего выступает некоторый субъект бизнеса - фирма, предприятие, корпорация и т. д. В первую очередь, как рекомендуют практикующие системные аналитики, следует четко определить сам объект (его природу, основные свойства, границы), без этого невозможно отделить его от окружающего мира и моделирование вряд ли будет успешным. Подразумевается, что модель строится для жизнеспособной организации (во всяком случае, намеревающейся выжить).
Как утверждал еще в 1972 г. известный английский ученый Стэффорд Бир, “модели - это больше чем аналоги: они предназначены для того, чтобы вскрыть основные элементы структуры изучаемой системы. Поэтому, если мы хотим понять принципы жизнеспособности, лучше в качестве модели выбрать системы, уже зарекомендовавшие себя как жизнеспособные”. Для этой цели он, в частности, предлагал использовать организм человека - самую развитую, самую сложную и самую гибкую из подобных систем. Рассматривая фирму (объект деятельности управляющих) как пример системы высокой сложности, в которой элементы на входе и выходе в свою очередь тоже являются подсистемами большого разнообразия, во многих случаях слабо поддающимися формализации, С. Бир предлагает опираться на уже хорошо изученные принципы работы мозга человека и использовать для исследования функционирования систем управления бизнесом модели, созданные в рамках нейрокибернетики, нейропсихологии и других близких дисциплин. По мнению ученого, это должно научить управленцев получать надежное решение в результате работы ненадежных элементов.
Можно спорить об эффективности применения этих моделей для современного российского бизнеса, особенно малого и среднего, несомненно одно - ряд фундаментальных правил, понятий и определений, введенных им, будут в любом случае полезны тем, кто занимается проблемами совершенствования управления в фирме, корпорации, холдинге. Именно поэтому мы начинаем разговор о моделировании (см. с. 53) с данного Биром более 20 лет назад определения свойств, присущих обобщенной модели.
Ваши вопросы, замечания, отзывы и предложения о том, какие аспекты науки управления более всего интересны для освещения в разделе “Менеджмент”, направляйте по адресу: monah@pcweek.ru.