Валерий Ефремов

 

Российские компании Joy Company и Steepler Graphics Group совместно с фирмой-разработчиком Alias/Wavefront провели 11 и 13 марта в Москве презентации, посвященные началу продаж нового пакета для трехмерного моделирования и анимации Maya.

Пакет создавался Alias/Wavefront три года и вобрал в себя технологии, лежащие в основе таких популярных продуктов этой фирмы, как Power Animator, Explore и др. В настоящее время уже начаты его поставки для станций Silicon Graphics.

В пакете Maya, архитектура которого разрабатывалась с нуля, появился язык сценариев Maya Embedded Language (MEL) и новый блок “скульптурного” моделирования Maya Artisan. Анимационные возможности включают обработку динамики (и взаимодействия) твердых и мягких тел (например, одежды), а также мимики. С помощью интерфейса С++ API можно разрабатывать собственные подключаемые модули. Пакет работает в 2 - 3 раза быстрее, чем Power Animator на том же оборудовании.    

Пользовательский интерфейс

Основной упор при доводке пользовательского интерфейса Maya был сделан на простоту работы с объектами сцены и гибкость настройки самого интерфейса. Появилось меню с различными инструментами и действиями, всплывающее при работе с объектом. Конструирование объектов, их анимация и тонкая настройка, размещение источников света выполняются в трехмерной проекции.

Поскольку все действия при конструировании сцены и трехмерных персонажей автоматически кодируются на языке MEL, на панели инструментов можно размещать собственные только что созданные в процессе работы эффекты и последовательности действий, выбрав соответствующие строки из текста MEL-программы.

Можно управлять и качеством отрисовки при тестовых прогонах. Возможен очень глубокий “откат” (undo) выполненных операций.    

Моделирование

В Maya имеются наборы инструментов как сплайнового моделирования, основанного на технологии NURBS, так и полигонального. Можно непосредственно работать с тонированными поверхностями.

При анимационных перемещениях и деформациях сохраняются стыки между различными частями объекта, в том числе и для мягких тел. Для этого используются технологии, заимствованные из пакетов предыдущего поколения: кластеры, флексоры и скульптурные объекты скомбинированы с каркасами (wires) и сплайновыми деформациями.

Иногда результатов можно добиться быстрее, создав объекты визуальными средствами и меняя параметры в соответствующей MEL-программе. Копируя строки программы, можно дублировать объекты.    

Рендеринг

Поскольку в компьютерах Silicon расчет освещенности сцены реализован аппаратно, все действия пользователя по размещению источников света, настройке их цветов отображаются на экране в реальном времени. Технология shading networks (сети тонирования), в частности, позволяет быстро создавать собственные текстуры, не прибегая к языкам низкого уровня (в пакете Renderman, например, для этого применяется Си).    

Динамика

В Maya имеются мощные средства моделирования движения объектов, включая движение мягких и жестких тел (с учетом силы тяжести), обработку их столкновений и деформаций, например деформацию мускулатуры при движении. Уровень жесткости объектов можно в деталях регулировать с помощью инструмента под названием “пружины” (springs).

Демонстрация Maya проводилась на рабочей станции SGI Octane

Значительная часть этих технологий заимствована из пакета Dynamation.

Технологии работы с частицами (particles) позволяют создавать атмосферные и пиротехнические эффекты и увязывать все это со взаимодействием объектов сцены. В Maya заложены средства моделирования гидро- и аэродинамики и турбулентности.    

 

Внешние дополнительные модули

Благодаря наличию мощного языка MEL уже появились дополнительные инструменты сторонних фирм, которые можно использовать вместе со стандартными средствами Maya. Среди них, например, анимация логотипов, воды и др.

С пакетом Maya можно работать на любых моделях рабочих станций Silicon с процессорами MIPS серий 4000, 5000 и 10000, ОС Irix 6.2 или выше, рекомендуемый объем ОЗУ  -  128 Мб. Поскольку ПО оптимизировано для графики OpenGL, крайне желателен видеоконтроллер с ее поддержкой. Демонстрация пакета проводилась на компьютере Octane SI.

В планах Alias по развитию и расширению Maya  -  создание модуля пакетного многопроцессорного рендеринга (появится летом), более реалистичное моделирование тканей и одежды, а также стыковка трехмерных персонажей и эффектов с “живым” видео. Планируется также выпуск версии под Windows NT, который, вероятно, произойдет осенью этого года одновременно с появлением рабочих станций SGI Visual PC, рассчитанных на работу с этой ОС.    

 

Joy company

Joy Company проводит курсы по обучению работе с пакетами Alias/Wavefront (стоимость пятидневного курса  -  $1200).

Цена пакета в базовой конфигурации составляет $13 500, расширение Maya F/X (соответствует Advanced Animation) обойдется дополнительно в $13 500, модуль Maya Artisan стоит $10 200. Для образовательных учреждений возможна аренда пакета.

Телефон Joy Company: (095) 187-7538, адрес: www.joy.ru.    

 

Steepler Graphics Group

SGG предлагает рабочие станции О2 и Octane производства Silicon Graphics с установленными пакетами Maya Base и Maya F/X стоимостью от $18 000 до $45 000.

Кроме того, компания предлагает широкий спектр оборудования и программных решений для нелинейного видеомонтажа и создания спецэффектов: видеомонтажные Sony и JVC, аппаратура и ПО фирмы DPS и др.

При SGG действует учебный центр Steepler-Training по различным категориям продуктов.

Телефон компании: (095) 245-7115, адрес: www.sgg.ru.

Версия для печати