Игорь Альтшулер

Московское издательство “Синтег” выпустило в серии “Информатизация России на пороге XXI века” объемную (более 300 страниц) книгу Георгия Калянова “Консалтинг при автоматизации предприятий. Подходы, методы, средства”.

Книга состоит из пяти частей. В первой подробно описываются базовые методы и нотации структурного системного анализа  -  графического языка “для передачи понимания”. Речь здесь идет о таких понятиях, как диаграммы потоков данных, словари данных, хранилища данных, визуальные языки проектирования. Во второй части дается обзор методологий структурного системного анализа и проектирования, а третья посвящена вопросам обследования предприятий, разработки системного и технического проектов. Концептуальные основы CASE-технологий с кратким обзором рынка CASE-средств приводятся в четвертой части книги. Пятая часть затрагивает вопросы реорганизации деятельности предприятий, причем отдельная глава посвящена конспекту известного “манифеста” Хаммера и Чемпи по реинжинирингу. В приложениях дана подробная информация о комплексе госстандартов на автоматизированные системы (ГОСТ 34.хх), приведены также рекомендации по выбору CASE-средств и сведения о системах MRP, Manufacturing Resource Planning (правда, на мой взгляд, этим крайне важным вопросам уделено слишком мало места и внимания).

К несомненным достоинствам книги относится желание автора дать хотя бы краткое представление о тех понятиях, методах, проблемах, с которыми приходится сегодня сталкиваться консультанту в области информационных технологий. Представляется весьма полезной предложенная автором классификация методологий и конкретных программных средств для их реализации. Правда, несмотря на наличие примеров из реальной практики, автор чаще всего не стремится высказывать собственное мнение, обильно цитируя высказывания авторитетов и ссылаясь на них (возможно, это повышает объективность книги, но снижает ее “читабельность”). Например, повторяется ставшая уже общим местом мысль о том, что сначала нужно построить модель “как есть”, потом модель “как нужно” или “как хочется”, а потом запроектировать путь от первого состояния ко второму. К сожалению, наша практика все чаще опровергает эту “очевидность”: во многих случаях (когда “здание бизнеса” не подлежит восстановлению) моделирование “как есть” оборачивается бессмысленной тратой времени и сил.

Книга представляется мне недостаточно целостной, скорее это сборник тематически близких (хотя и разных по уровню) статей. Детализация материала в некоторых случаях представляется избыточной, вместе с тем ряд крайне интересных моментов (типа “шляп” и “ролей” в методологии STRADIS) вообще не упомянут. Создается впечатление, что автор отдает предпочтение технократическому подходу, недооценивая психологические и организационные вопросы, которые при выполнении реальных консалтинговых проектов выходят на первый план.

Книге совершенно не помешали бы литературный редактор и корректор (примеров опечаток приводить не буду, поверьте на слово  -  их достаточно). О том, что “одна картинка стоит тысячи слов”, нам сообщают и на 17-й, и на 31-й странице  -  видимо, для лучшего усвоения. В аннотации говорится о том, что издание ориентировано на руководителей предприятий и организаций, менеджеров консалтинговых проектов, а также студентов и аспирантов вузов. Что касается руководителей предприятий, то мне лично трудно представить себе директора, который осилит, к примеру, главу, посвященную словарям данных и БНФ-нотации. Вообще говоря, полезная для менеджеров информация в книге есть, но она разбросана весьма хаотично, поэтому думаю, что основными читателями будут все же студенты и аспиранты, молодые специалисты, начинающие работу в консалтинговых структурах. Хочется отметить, что книгу можно успешно использовать не только для первоначального знакомства с предметом, но и в качестве справочника.

А поскольку печатные труды по данной тематике сегодня просто обречены на успех, думаю, не за горами второе издание, более цельное, четко структурированное и адресованное конкретным группам читателей. Уверен, что Георгий Николаевич Калянов, директор департамента консалтинга компании ИКТ и доцент Высшей компьютерной школы МГУ, человек опытный (это не первая его книга) и много знающий, сумеет сделать второе издание настоящим отечественным бестселлером. Тем самым бестселлером, которого народ (и консультанты, и их клиенты) уже ждет.

С обозревателем PC Week/RE, вице-президентом Нижегородской гильдии профессиональных консультантов Игорем Альтшулером можно связаться по адресу: altsh@kis.ru

Версия для печати